Судья Юдина С.В. Дело № 33-1523 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 марта 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Захарова В.Н. судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А. при секретаре Аникиной С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Илюхина Л.Н. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 января 2012 года, которым постановлено отказать в удовлетворении иска Илюхину Л.Н. к Правительству Саратовской области о защите нарушенных прав. Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., пояснения Илюхина Л.Н., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Правительства Саратовской области - Ильинова Д.В. (доверенность от 18.05.2010 г.), представителя министерства социального развития Саратовской области - Леоновой Н.В. (доверенность от 08.12.2010 г.), полагавших решение суда оставить без изменений, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: Илюхин Л.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к Правительству Саратовской области о возложении обязанности ежемесячно производить доплату к его пенсии в размере 59289 р. 65 к., начиная с 01.08.2011 г. В обоснование требований указал, что с апреля 1992 г. по 07 октября 1993 г. он работал в должности председателя комитета по труду и занятости населения администрации Саратовской области. По совместительству, а затем по основному месту работы он с 05.06.1992 г. по 25.03.1997 г. работал директором Саратовского областного центра занятости населения. В настоящее время он является пенсионером. Размер ежемесячной пенсии, выплачиваемой ему, составляет 8210 руб. 35 коп. 28.09.2010 г. он обратился к Губернатору Саратовской области с вопросом о возможности рассмотреть его просьбу о назначении ему надбавки к пенсии в соответствии со ст. 32 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области», поскольку он замещал государственную должность области свыше четырех лет, то есть 75% установленного законом области месячного денежного вознаграждения по должности министра занятости, труда и миграции области. На данное обращение он получил отказ. 11.11.2010 г. он вновь обратился к Губернатору Саратовской области с заявлением о назначении ему надбавки к пенсии, указав, что с апреля 1992 г. он руководил исполнительным органом власти Саратовской области по труду, занятости и миграции, фактически исполняя функции и обязанности, которые в настоящее время полномочны министру занятости, труда и миграции Правительства Саратовской области, просил рассмотреть вопрос о распространении на него положения ст. 32 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области». 19.11.2010 г. он вновь получил отказ на свое заявление, мотивированное уже тем, что замещаемые им должности с 1992 г. по 1997 г. не были отнесены к государственным должностям Саратовской области. Считал такой ответ незаконным и необоснованным. Полагал, что у него имеется право на доплату к пенсии в размере 75% установленного законом области месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области, так как 25.03.1997 г. он прекратил замещать должность директора Саратовского областного центра занятости населения, которая сейчас соответствует должности министра занятости, труда и миграции Саратовской области. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе Илюхин Л.Н. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, неверное толкование закона. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Саратовской области от 30.04.1992 г. № Илюхин Л.Н. был назначен на должность председателя комитета по труду и занятости населения администрации Саратовской области. Приказом председателя комитета по занятости населения Министерства труда и занятости населения Российской Федерации № от 05.06.1992 г. Илюхин Л.Н. назначен на должность председателя комитета по труду и занятости населения администрации Саратовской области - директором Областного центра занятости населения. Постановлением администрации Саратовской области от 07.10.1993 г. № Илюхин Л.Н. освобожден от должности председателя комитета по труду и занятости населения администрации Саратовской области. В период с 05.06.1992 г. по 25.03.1997 г. Илюхин Л.Н. занимал должность директора Саратовского областного центра занятости, освобожден от должности приказом Минтруда России № от 25.03.1997 г. в связи с переводом в областной центр занятости инвалидов. Согласно Временному положению о комитете по труду и занятости населения администрации области, утвержденному постановлением администрации области от 9 марта 1993 г. № 69, комитет по труду и занятости населения администрации области является структурным подразделением администрации области и образуется постановлением Главы администрации области. Комитет является областным органом управления по вопросам прогнозирования, регулирования и обеспечения уровня и структуры занятости населения, а также вопросов труда и социальных гарантий. Комитет возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Главой администрации области. Председатель комитета руководит деятельностью комитета, обеспечивает выполнение стоящих перед ним задач. Таким образом, должность председателя комитета по труду и занятости населения администрации области устанавливалась для непосредственного исполнения полномочий государственного органа Саратовской области. В соответствии с типовым положением об областном (республиканском, краевом) Центре занятости населения, утвержденным приказом Федеральной службы занятости России от 19.05.1994 г. № 67, областной (краевой) Центр занятости населения в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» входит в состав организационно самостоятельной федеральной государственной службы занятости населения РФ, создается и ликвидируется приказами Федеральной службы занятости России по согласованию с органами исполнительной государственной власти субъектов РФ в составе РФ. Согласно п. 1 Положения о федеральной государственной службе занятости населения РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 08.06.1993 г. № 5131 - 1 (утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2003 г. N 8-ФЗ, далее - Положение), Федеральная государственная служба занятости населения Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» является организационно самостоятельной федеральной государственной службой на территории Российской Федерации. Федеральная государственная служба занятости населения Российской Федерации состоит из: Государственного комитета Российской Федерации по занятости населения; Государственных комитетов республик в составе Российской Федерации по занятости населения; центров занятости населения в автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; центров занятости населения в районах и городах. В силу п. 2 того же Положения в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, районах и городах органы службы занятости подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенции. Положениями ст. 32 Закона Саратовской области от 05.09.1996 г. "О Правительстве Саратовской области" предусмотрено, что при выходе на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, замещавшее государственную должность области не менее двух лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности области от двух лет до четырех лет (включительно) 55 процентов, свыше четырех лет - 75 процентов установленного законом области месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области. В случае, если лицу, замещавшему должности, указанные в части 1 настоящей статьи, назначены две пенсии, в том числе страховая часть трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемая на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии учитывается сумма этих двух пенсий. Ежемесячная доплата к пенсии выплачивается за счет средств областного бюджета. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии устанавливается Губернатором области. Постановлением Губернатора Саратовской области от 17.04.2008 г. N 50 "О Порядке выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Саратовской области" утверждены Правила выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Саратовской области (далее - Правила). Положениями пунктов 1, 5 - 11 Правил предусмотрено, что они регулируют порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, замещавшим государственные должности Саратовской области, в том числе, предусмотренные Законами Саратовской области "О Правительстве Саратовской области". Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на основании письменного заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, которое подается на имя руководителя того органа государственной власти области, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность перед прекращением полномочий, либо на имя руководителя органа (должностного лица), назначившего лицо на указанную государственную должность. Заявление лица об установлении ежемесячной доплаты к пенсии регистрируется кадровой службой соответствующего государственного органа в день подачи заявления (получения его по почте). Кадровая служба соответствующего государственного органа рассматривает заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в течение 14 рабочих дней со дня его регистрации и о принятом решении сообщает заявителю в письменной форме. Представление руководителя соответствующего государственного органа об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, в течение 7 рабочих дней со дня его принятия направляется в орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения. Орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения в месячный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, рассчитывает размер ежемесячной доплаты к пенсии и принимает решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, о котором сообщает письменно заявителю. В случае выявления отсутствия оснований для назначения ежемесячной доплаты к пенсии орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения возвращает представленные документы. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, государственной должности государственной службы, выборной муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы, и не ранее дня назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ежемесячная доплата к пенсии выплачивается за счет средств областного бюджета органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя на основании поручения органа исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения. В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из материалов дела следует, что районный суд разъяснял Илюхину Л.Н. его право дать согласие на замену ненадлежащего ответчика другим лицом (ст. 41 ГПК РФ). Илюхин Л.Н. отказался дать согласие на такую замену (л.д. 89). При таких обстоятельствах, районный суд пришел к обоснованному выводу, что в обязанности Правительства Саратовской области не входит принятие решений о назначении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Саратовской области, а потому отказал Илюхину Л.Н. в удовлетворении указанных требований к данному ответчику. Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Положениями ст. 41 ГПК РФ предусмотрено, что суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала (ч. 1) В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 2). Положением о министерстве социального развития Саратовской области, утвержденным постановление Правительства Саратовской области от 01.11.2007 N 387-П установлено, что министерство обладает правами юридического лица, к его функциям относится, в том числе назначение, перерасчет ежемесячных доплат к пенсиям. Поскольку истец не согласился на замену ненадлежащего ответчика надлежащим, судебная коллегия считает, что районный суд правомерно рассмотрел иск, предъявленный к Правительству Саратовской области, и отказал в его удовлетворении по вышеуказанным мотивам. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления (ч.6 ст. 330 ГПК РФ) по доводам апелляционной жалобы - не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Илюхина Л.Н. – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи