Судья Егорова И.А. Дело № 33-1757 11 апреля 2012 год г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего Ретунской Н.В., судей Мележик Л.М., Тришкиной М.А., при секретаре Каланиной Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску регионального общественного учреждения защиты прав потребителей «Человек и его права» в интересах Белоедовой З.Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Первая Волжская ЖЭК», обществу с ограниченной ответственностью «Центр начислений «Соколовогорский», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соколовогорская ЖЭК», обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоЭлектроГенерирующая Компания» о признании действий и бездействия незаконными, противоправными и нарушающими права потребителя, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе регионального общественного учреждения защиты прав потребителей «Человек и его права» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2012 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, судебная коллегия установила: Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей «Человек и его права» (далее РОУ «Человек и его права») обратилось в суд с иском в интересах Белоедовой З.Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Первая Волжская ЖЭК» (далее Управляющая компания), обществу с ограниченной ответственностью «Центр начислений «Соколовогорский» (далее Центр начислений), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соколовогорская ЖЭК» (далее ООО «Соколовогорская ЖЭК»), обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоЭлектроГенерирующая Компания» (далее ООО «ТЭГК») о признании действий и бездействия незаконными, противоправными и нарушающими права потребителя, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Белоедова З.Е. проживает по адресу: <адрес>. В период с января 2010 г. по апрель 2011 г. дом находился в управлении ООО «УК «Первая Волжская ЖЭК», а расчетно-кассовое обслуживание осуществляло ООО «ЦН «Соколовогорский». В нарушение действующего законодательства Центр начислений выставляет Белоедовой З.Е. в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг в платежных квитанциях на оплату коммунальных услуг указывает свои банковские реквизиты, а не расчетный счет исполнителя жилищных услуг, то есть управляющей компании. Кроме того, в нарушение действующего законодательства Центр начислений осуществляет неправильный расчет по оплате за коммунальную услугу «отопление», превышающий на 18 % тариф, установленный законодательством. Кроме того, управляющая компания бездействует в части прекращения противоправных действий Центра по указанию в счетах своих банковских реквизитов. Истец считает незаконным бездействие ответчиков не проводивших корректировку за отопительный сезон 2010г. и 2011г. в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. (далее Правила № 307). Истец просил признать действия Центра начислений по указанию в счетах на оплату коммунальной услуги «Отопление» со ставкой 18 % к тарифу, по указанию в счетах банковских реквизитов Центра начислений незаконными, признать бездействие управляющей компании, выразившиеся в том, что в платежных документах не указаны банковские реквизиты компании, бездействие по исключению из платежных документов 18 % к тарифу незаконными; взыскать с Центра начислений денежные средства за переплаченный тепловой ресурс за 2010г. в сумме 2295,95 руб. и неустойку в сумме 2295,95 руб.; взыскать с ООО «ЦН «Соколовогорский» денежные средства за переплаченный тепловой ресурс за отопительный период 2011г. в размере 1904,30 руб.; взыскать с ООО «УК Первая Волжская ЖЭК» неустойку в размере 2295 рублей 95 копеек за отопительный сезон 2010 г. и 1904 рубля 30 копеек за отопительный сезон 2011 г.; взыскать с Управляющей компании моральный вред в размере 10000 руб.; взыскать с ООО «ЦН «Соколовогорский» моральный вред в сумме 10 000 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2012 г. в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе региональное общественное учреждение защиты прав потребителей «Человек и его права» выражает несогласие с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов указывает, что судом первой инстанции вынесено незаконное и необоснованное решение, поскольку в судебное заседание ответчики не представили доказательств правомерности выставления в счетах на оплату коммунальных услуг дополнительно к тарифу 18 %. Кроме того, судом при вынесении решения не учтено то обстоятельство, что ответчики не представили доказательств законности выставленной корректировки, не объяснили, как и по каким формулам и нормам закона производилась корректировка. Судом при вынесении решения допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права. Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, не сообщили о причинах неявки и не просили дело слушанием отложить. Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 1). Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст. 3). Согласно ст.4 указанного закона оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. Судом первой инстанции установлено, что расчетно-кассовое обслуживание Управляющей компании в спорный период осуществлял Центр начислений на основании договора от 01 октября 2010 г. (том 1 л.д. 151). Согласно пункту 1.1 договора Центр начислений принял на себя обязательства от имени и за счет управляющей компании оказывать услуги по расчетно-кассовому обслуживанию управляющей компании, включающему: расчет, начисление, перерасчет, учет платы за услуги, оказываемые собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений, корректировку платы за услугу, пени за несвоевременное внесение платы за услуги, разъяснительную работу с собственниками (нанимателями), включение услуг в платежный документ, подготовленный Центром начислений, выпуск платежных документов, долговых платежных документов и платежных документов с корректировкой размера платы за оказанные услуги. Как следует из п.4.4 договора Центр начислений еженедельно по вторникам и четвергам перечисляет на расчетный счет Управляющей компании денежные средства, полученные по платежным документам от потребителей. Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что указание в квитанциях на оплату коммунальных услуг банковских реквизитов Центра начислений, а не Управляющей компании основано на договоре и не противоречит нормам действующего законодательства. Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано истцу в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным действий Центра начислений по указанию в платежных документах своего расчетного счета и бездействие Управляющей компании по не указанию в платежных документах банковских реквизитов Управляющей компании. На основании ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации, в том числе статья 154 ЖК РФ, также разграничивает: плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Как следует из п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В пункте 19 Правил № 307 указано, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Согласно ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. Следует учитывать, что реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг согласно правилам гл. 21 НК РФ облагается НДС. В этой связи в силу п. 1 ст. 168 НК РФ при выставлении счетов-фактур ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). Судом первой инстанции установлено, что тепловой ресурс в дом № <адрес> с октября 2010 г. по апрель 2011 г. поставлялся ООО «ТЭГК» на основании договора, заключенного с Управляющей компанией. Из анализа указанных правовых норм следует, что при расчетах ООО «ТЭГК» с Управляющей компанией (являющейся исполнителем коммунальных услуг) за отопление должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами. Согласно пункту 1 Положения о Комитете государственного регулирования тарифов в Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 г. № 169-П Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию (мощность) и государственное регулирование и контроль в сфере электроэнергетики в соответствии с федеральным законодательством. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.10.2009 г. № 21/2 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «ТЭГК» с 01.01.2010 г. установлен тариф на отопление в размере 1 124,12 руб. (без учета НДС); согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16.12.2010 г. № 19/12 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «ТЭГК» с 01.01.2011г. установлен тариф на отопление в размере 1 227,27 руб. (без учета НДС). Как следует из материалов дела, выставленные ресурсоснабжающей организацией в ООО «УК «Первая Волжская ЖЭК» счета на оплату поставленной коммунальной услуги «Отопление» за отопительный период 2010-2011 гг по жилому дому <адрес> за спорный период, содержат дополнительно к тарифу налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18%. Согласно платежным документам на имя Белоедовой З.Е. взимание платы управляющей организацией производилось с учетом НДС в размере 18%, начисленным ООО «ТЭГК» и выставленным к оплате ООО «УК «Первая Волжская ЖЭК». Как правильно указано судом первой инстанции, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС, в данном случае ООО «ТЭГК» предъявил к оплате ООО «УК «Первая Волжская ЖЭК» сумму НДС, что следует из представленных счетов на оплату. При утверждении тарифа на вышеуказанные коммунальные услуги его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС. В связи с чем, предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. Таким образом, судебная коллегия полагает необоснованными доводы жалобы о том, что Центр начислений неправомерно начислял дополнительно к утвержденным тарифам за отопление НДС в размере 18%, поскольку расчет ответчиком за поставленные услуги с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающих организаций, увеличенного на сумму НДС, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307. Судом первой инстанции установлено, что в дом <адрес>, прибор учета тепловой энергии установлен 03 декабря 2009 г., что подтверждается представленным ответчиком актом приема-передачи технической документации от 27.10.2011 г (пункт № 7). На начало отопительного сезона 2009 г. – 2010 г. на доме <адрес> отсутствовал допуск прибора учета в эксплуатацию, показания прибора учета могли приниматься только с 04.12.2009г. - с момента подписания акта о приемке в эксплуатацию. В связи с чем расчет платы за отопление производился в указанный отопительный период (октябрь 2009 г. до 03.12.2009г.) на основании п.19 Правил №307, по условиям которого размер платы определялся согласно пп.1 п.1 приложения № 2 к Правилам № 307 с корректировкой один раз в год, т.е. по нормативу потребления. Кроме того, многоквартирный дом <адрес> передан в управление УК «Первая Волжская ЖЭК» только с 29.06.2010 г., до этого управление осуществляла другая организация. Кроме того, у Управляющей компании на начало отопительного сезона 2009-2010 гг. отсутствовали сведения по общедомовому прибору учета коммунального ресурса и выставленные прежней управляющей организацией начисления. В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п.4 ст.426 ГК РФ, условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ. Таким образом, судом в решении обоснованно сделан вывод о том, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, правовые основания проведения корректировки за отопительный сезон 2010г. отсутствуют. Как следует из материалов дела, в отопительный сезон 2011 г. начисление оплаты за потребленную услугу «Отопление» управляющей организацией - ООО «УК «Первая Волжская ЖЭК» принявшей дом в управление с 23.06.2010 г. производилось в соответствии с п. 21 Правил № 307, т.е. с учетом установки общедомового прибора учета. Расчет ежемесячных платежей за «Отопление» соответствует данным о фактически потребленной тепловой энергии по дому <адрес>, представленной в счетах-фактурах и ведомостях учета тепловой энергии для ГВС, выставленных ООО «ТЭГК», с учетом площади занимаемого истцом жилого помещения и действующего в указанный период тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «ТЭГК», установленному комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области. На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что начисление оплаты за отопление указанной услуги в период за отопительный сезон 2010-2011г. производилась законно, в соответствии с положениями Правил № 307. Нарушений прав истца не установлено, оснований для проведения корректировки у суда первой инстанции не имелось. Судебная коллегия критически относится к доводам жалобы о том, что ответчики не представили суду доказательств законности проведения корректировки, поскольку истцом были заявлены требования по незаконности бездействия ответчика в части не проведения корректировки за отопительные периоды 2010 г. и 2011 г. При этом истец в исковом заявлении указывал, а в судебном заседании установлено, что корректировка ответчиком по коммунальной услуге «Отопление» за спорные период времени вообще не проводилась. Переплаты со стороны истца потребленной коммунальной услуги «Отопление» судом не установлено, оснований для проведения корректировки не имеется, представленный истцом расчет использует, в том числе начисления по нормативу, что является ошибочным. С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца о признании бездействия управляющей компании по не проведению корректировки согласно показаниям общего домового прибора учета отопления (согласно Правилам № 307), а также о признании противоправным действия ООО «УК «Первая Волжская ЖЭК» по не осуществлению расчета платы за потребленный коммунальный ресурс отопление за период с 01.01.2010 г. по 15.04.2010 г. на основании п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. Поскольку при рассмотрении спора судом первой инстанции не установлено нарушений прав потребителя Белоедовой З.Е., следовательно, правомерно отказано в компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов на основании ст.98 ГПК РФ. При разрешении возникшего спора судом первой инстанции правильно были определены и установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в жалобе не опровергнуты. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается. Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального общественного учреждения защиты прав потребителей «Человек и его права» – без удовлетворения. Председательствующий Судьи