33-1781/2012 от 11.04.2012 года



Судья Бабурина И.Н. Дело №33-1781

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Елкановой И.А.,

судей Ефимовой И.В., Грибалевой М.Н.,

при секретаре Ефимовой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Чернышевой И. А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 01 февраля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи, объяснения Чернышевой И.А., прокурора Нефедова В.Н., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Чернышевой И.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Чернышева И.А. проживает в <адрес> совместно со своей семьей. Чернышева И.А. является нанимателем квартиры на основании договора социального найма. Решением Саратовского горисполкома №330 от 1987 года, распоряжением от 22.10.1987 года № 305-р жилой дом, в котором расположена квартира, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района города Саратова от 26.03.2003 года № 337/3-р, жилой дом вновь был признан непригодным для постоянного проживания. Дважды по расселению жилых домов серии К-7-2-4, построенных по проекту инженера Лагутенко, принимались целевые программы по обеспечению жильем проживающих в домах граждан, однако до настоящего времени вопрос об отселении жителей дома и о предоставлении им квартир ответчиками не решен.

Прокурор просил суд:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в отношении муниципального жилого фонда, в непринятии своевременных мер по отселению Чернышевой И.А. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания,

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Чернышовой И.А. и ее семье благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова по договору социального найма.

Решением суда от 01.02.2012 года исковые требования удовлетворены частично. Судом признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в отношении муниципального жилого фонда, в неприятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав Чернышевой И.А. и членов ее семьи в муниципальном жилом помещении, по непринятию своевременных мер по отселению Чернышовой И.А. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания.

На администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность предоставить Чернышевой И.А. и ее семье благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемой, равной 56 кв. м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова по договору социального найма.

В удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» отказано.

На принятое решение представителем администрации муниципального образования «Город Саратов» подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

По мнению автора жалобы, решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Признание судом бездействия ответчика незаконным, о котором просит истец, подпадает под действие главы 25 ГПК РФ, и должно было рассматриваться судом в рамках данной главы. На администрацию муниципального образования «Город Саратов» не были возложены дополнительные полномочия по предоставлению жилых помещений, в связи с чем автор жалобы полагает, что действия ответчика полностью соответствовали действующему законодательству. Решение о сносе дома, в котором находится квартира, органами местного самоуправления в установленном порядке не принимались, у администрации муниципального образования «Город Саратов» и у администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» отсутствовали основания для предоставления истцу жилого помещения. Для возложения на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по предоставлению жилья истцу необходимо также доказать наличие нуждаемости в жилье и признание истца малоимущей, однако в деле таковые доказательства отсутствуют.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Как следует из Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005г. № 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Исполнительно- распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления поселения является администрация муниципального образования «Город Саратов», которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова).

Постановлением мэра г. Саратова от 07.12.2005 года №620 «О наделении администраций районов города Саратова полномочиями наймодателя жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и найма жилых помещений» на администрации районов города Саратова были возложены только полномочия наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда с правом заключения от имени муниципального образования «Город Саратов» договоров социального найма, договоров найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Как видно из материалов дела, Чернышева И.А. является нанимателем квартиры на основании договора социального найма от <дата> и дополнительного соглашения от <дата>. Чернышева И.А. проживает в квартире, общей площадью 56 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение относится к объектам собственности муниципального образования «Город Саратов», договор найма от <дата> от имени собственника заключен администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов». Наряду с Чернышевой И.А., которая проживает по вышеуказанному адресу с <дата>, в жилом помещении зарегистрирована и проживает в качестве члена семьи с <дата> сестра ФИО10, что подтверждается справкой формы , выданной ООО «УК «Наш Дом» <дата>.

Стороной истца суду представлены решения исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов №330 от 11.12.1987 года и №305 от 22.10.1987 года о ликвидации жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда, непригодных для постоянного проживания. В материалах дела также имеется протокол № 36 заседания междуведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 09.12.2002 года, решением комиссии жилой <адрес> признан непригодным для постоянного проживания и отнесен к группе непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически.

Согласно заключению межведомственной комиссии №26/JI от 30.12.2008 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» жилые помещения в жилом <адрес> признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещением, и непригодными для постоянного проживания. В заключении указано, что дом необходимо запланировать под снос, поскольку состояние жилых помещений не обеспечивает их безопасную эксплуатацию.

12.07.2010 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято распоряжение № 148-р о проведении мероприятий по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением для собственников жилых помещений установлен срок три месяца для решения вопроса об отселении из занимаемых жилых помещений. В ходе судебного разбирательства судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что в отношении истца и члена ее семьи вопрос о переселении решен не был.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса РФ).

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (статья 89 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со статьями 87 и 89 Жилищного кодекса РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 Жилищного кодекса РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете

в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ). На данные обстоятельства также указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №14 от 02.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 37 постановления).

Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, - к данному спору применимы нормы, содержащиеся в ст. 89 Жилищного кодекса РФ в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса РФ (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Кроме того, ранее действовавшее законодательство - Жилищный кодекс РСФСР - предусматривало, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

В силу ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания; в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.

Учитывая изложенное, исходя из положений Жилищного кодекса РФ, вывод суда первой инстанции о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по неисполнению полномочий в отношении муниципального жилищного фонда, по непринятию своевременных мер по обеспечению жилищных прав истца, непринятию своевременных мер по расселению семьи истца из жилого помещения, а также о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу и члену ее семьи благоустроенное жилое помещение является законным и обоснованным.

Судебная коллегия критически относится к доводам автора жалобы о том, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку истец и член ее семьи не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не признаны малоимущими гражданами. Истец и ее семья проживают в квартире по договору социального найма, предоставление жилого помещения в соответствии со статьями 87-89 Жилищного кодекса РФ носит компенсационный характер, и не лишает их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Сведения о том, что истец и член ее семьи обеспечены другим жильем, отсутствуют, и стороной ответчика суду не представлялись.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 01 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи