№ 33-1907/2012 от 12.04.2012г.



Судья Подветельнова О.М. Дело № 33 – 1907/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,

при секретаре Анищенко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Сапегина Ю.М. и Асеева В.Е. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 09 февраля 2012 года, которым постановлено:

Сапегину Ю.М., Асееву В.Е. отказать в иске к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на пересмотр размера пенсии в связи с применением льготного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии к периоду обучения в военном образовательном учреждении, о возложении обязанности произвести пересмотр размера пенсии и выплачивать ее в размере с учетом указанного пересмотра.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Сапегин Ю.М. и Асеев В.Е. обратились в суд с исковыми заявлениями к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на пересмотр размера пенсии в связи с применением льготного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии к периоду обучения в военном образовательном учреждении, о возложении обязанности произвести пересмотр размера пенсии и выплачивать ее в размере с учетом указанного пересмотра. В обоснование требований указывают, что являются получателями пенсии по выслуге лет от Министерства обороны Российской Федерации, истец Сапегин Ю.М. с <дата> 2002 года, истец Асеев В.Е. с <дата> 1993 года. Ответчик отказал истцам в пересмотре размера пенсии с учетом порядка исчисления выслуги лет, установленного пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Полагают, что периоды обучения в военных образовательных учреждениях: Сапегина Ю.М. с <дата> 1983 года по <дата> 1986 года и Асеева В.Е. с <дата> 1971 года по <дата> 1975 года подлежит исчислению в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сапегин Ю.М. и Асеев В.Е. ставят вопрос об отмене судебного решения и о передаче дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывают, что постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, на которое сослался суд первой инстанции в судебном решении, противоречит Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», положениями которого должен был руководствоваться суд при разрешении спора.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

В соответствии с п. "а" ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 действовавшего в период учёбы Сапегина Ю.М. (с <дата> 1983 года по <дата> 1986 года) и Асеева В.Е. (с <дата> 1971 года по <дата> 1975 года) Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12.10.1967 г. граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Аналогичные положения сохранились и в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающей единую систему правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, однако разделяющей военнослужащих с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву, по контракту).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» статья 18 указанного закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – действительная срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлечённых к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Таким образом, в период обучения в военном училище Сапегин Ю.М. и Асеев В.Е. являлись курсантами и имели правовое положение военнослужащих срочной службы (по призыву), а не военнослужащих по контракту, поэтому время прохождения ими действительной военной службы в учебном заведении засчитывается в календарном исчислении и в выслугу лет на льготных условиях для начисления пенсий зачету не подлежит.

По доводу жалобы о противоречии Постановления Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», судебной коллегией установлено, что исходя из содержания и буквального смысла данного пункта, выслугу лет он не регулирует, устанавливает лишь условия включения времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. Данные виды трудового стажа предусмотрены ст. 88 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и учитываются при назначении пенсий на основании этого Закона.

Пенсионное обеспечение истцов осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 12.02.93 года № 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный трудовой стаж, а выслуга на военной службе.

Названный Закон, как и Закон "О статусе военнослужащих", не содержит нормы о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву.

При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела.

Доводы жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 09 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сапегина Ю.М. и Асеева В.Е. - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: