33-1943/2012 от 19.04.2012



Судья Лавров Д.А. Дело № 33 – 1943/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Желонкиной Г.А., Бартенева Ю.И.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

при секретаре Анищенко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора г. Энгельса на решение Энгельсского районного суда от 27.01.2012 г., по делу по иску прокурора г. Энгельса в защиту неопределенного круга лиц к администрации Энгельсского муниципального района об обязании расширить сеть дошкольных учреждений, признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, которым постановлено:

«в удовлетворении иска прокурора г. Энгельса в защиту неопределенного круга лиц к администрации Энгельсского муниципального района о признании незаконным бездействия, обязании расширить сеть дошкольных учреждений отказать».

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения прокурора Савиной С.В., поддержавшей апелляционное представление, представителей администрации Энгельсского муниципального района Кутеповой И.С., действующей на основании доверенности №01-04-02-04/36 от 07.09.2011 г., сроком действия 31.12.2012 г., комитета по образованию и молодежной политики администрации Энгельсского муниципального района Бабенко О.Н., действующей на основании доверенности № 505/01-43 от 26.03.2012 г., сроком действия до 31.12.2012 г., возражавших, против удовлетворения представления, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия,

установила:

Прокурор г. Энгельса обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований к администрации Энгельсского муниципального района об обязании расширить сеть дошкольных учреждений, признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер к расширению сети дошкольных образовательных учреждений. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой города Энгельса при проведении проверки исполнения Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» было выявлено несоблюдение администрацией Энгельсского муниципального района требований законодательства в части организации муниципальных дошкольных образовательных учреждений и предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В Энгельсском муниципальном районе действует сеть образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, которая включает 76 образовательных учреждений, из них: 69 - дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ), 1 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа—детский сад» и 6 общеобразовательных учреждений. Из 69 ДОУ: 63 - муниципальные, 6 - ведомственные. В ходе проверки установлено, что из 120 дошкольных образовательных учреждений, функционировавших в 1992 году, сохранено в действующей сети по состоянию на 01.11.2011 года - 70. В Энгельсском муниципальном районе проживает 15401 ребенок в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Охват детей дошкольным образованием в учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, составляет 9110 детей (59,2 % от общего количества детей дошкольного возраста, проживающих в Энгельсском муниципальном районе). Принимаемые меры администрацией Энгельсского муниципального района по расширению сети МДОУ за счет внутренних резервов на фоне значительно возросшего спроса населения на услуги дошкольного образования не позволяют удовлетворить его в полном объеме. В очереди на получение путевок-направлений в МДОУ г. Энгельса по состоянию на 01.11.2011 г. зарегистрировано 3640 детей с 1,5 до 6,5 лет, в функционирующие сельские детские сады - 372 ребенка, что в общей массе составляет 4012 детей. Прокурор полагает, что по прогнозу демографической ситуации в Энгельсском муниципальном районе до 2012 года также ожидается увеличение количества детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет, что обострит ситуацию с реализацией права граждан на получение дошкольного образования. По результатам проведения проверки в 2011 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области по соблюдению норм площади на одного ребенка в групповых и спальных комнатах детских дошкольных учреждениях Энгельсского муниципального района, 9 руководителей дошкольных образовательных учреждений привлечены к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Количество и соотношение возрастных групп детей в МДОУ, а также предельная наполняемость групп определяется в соответствии с пунктом 1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В нарушение данных требований санитарного законодательства предельная наполняемость возрастных групп превышает в большинстве дошкольных образовательных учреждениях района. Прокурор указывает, что степень износа ряда детских садов составляет более 50 %. В МДОУ , , , , <адрес> отсутствуют медицинские кабинеты из-за отсутствия свободных помещений. В МДОУ № , , <адрес> имеются медицинские кабинеты, но пройти лицензирование медицинской деятельности не могут из-за отсутствия необходимого набора помещений. Прокурор полагает, что администрация Энгельсского МР бездействует и не расширяет сеть дошкольных образовательных учреждений в районе.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Прокурор г. Энгельса не согласился с постановленным решением суда, в апелляционном представлении просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование представления прокурор указывает на непринятие судом во внимание такого обстоятельства как увеличение групп в МДОУ за счет превышения норм предельной наполняемости возрастных групп. Данное обстоятельство является нарушением требований пункта 1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Открытие групп дошкольного образования в помещениях общеобразовательных учреждений, является временной мерой, поскольку состояние демографической ситуации свидетельствует о росте рождаемости детей, что повлечет за собой в дальнейшем дефицит мест в общеобразовательных учреждениях ЭМР. Принимаемые администрацией ЭМР меры к увеличению групп дошкольного образования за счет внутренних резервов недостаточны, поскольку не решают вопрос доступности дошкольного образования.

В возражениях на апелляционное представление администрация Энгельсского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, а представление без удовлетворения. Полагает, что увеличение групп в МДОУ не приводит к превышению норм предельной наполняемости возрастных групп, как указано в представлении. Наличие физического износа здания МДОУ 50% не свидетельствует о его непригодности либо аварийности и не является основанием для невозможности использования здания по назначения. Ссылка прокурора на нарушение требований СанПиНа 2.4.1249-03 несостоятельна, так как указанный СанПин утратил свое действие с 01.10.2010 г. За период 2007 - 2011 г. отремонтировано и открыто дополнительно на территории Энгельсского МР в действующих МДОУ 57 групп на 1060 мест, введены в сеть 2 учреждения на 100 мест, создано муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №»(г. Энгельс) на 72 места. В целях создания условий для положительных изменений в сфере дошкольного образования на территории Энгельсского МР, удовлетворения потребности населения в услугах системы дошкольного образования, администрацией Энгельсского МР утверждена долгосрочная целевая программа « Развитие системы дошкольного образования Энгельсского муниципального района на 2012-2015 годы», которой предусмотрено строительство трех детских садов, реконструкция зданий существующих детских садов, капитальный ремонт двух МБДОУ, открытие групп для детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях. Проводимые мероприятия не свидетельствуют о бездействии администрации Энгельсского МР.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления не имеется, районным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с положениями ст. ст. 254 и 255 ГПК РФ в отношениях граждан с органами власти, с органами местного самоуправления и их должностными лицами оспариваться могут не только решения, но и действия (бездействия) указанных органов и должностных лиц или муниципальных служащих, в результате которых нарушены права граждан или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка. В этой связи коллегией учитываются также цели и задачи Указа Президента РФ от 9октября2007года N1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.».

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Отказывая прокурору в иске, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта бездействия со стороны ответчика, поскольку на протяжении 2007 - 2011 г.г. администрацией Энгельсского МР принимаются меры к расширению сети детских дошкольных учреждений. На основании приказов комитета по образованию и молодежной политики Энгельсского МР открыты в муниципальных дошкольных учреждениях дополнительные группы, принята муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования на территории Энгельсского МР на 2009-2011г.г.». Также суд полагает, что обязанность по сохранению в достаточном количестве имеющихся дошкольных образовательных учреждений, а при необходимости и расширять их сеть лежит в том числе и на государстве.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что очередь на предоставление места в МДОУ имеет движение в связи с созданием дополнительно открываемых групп и введением дополнительных мест, планируются мероприятия для уменьшения очереди, что со стороны муниципального района влечет затраты из муниципального бюджета.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обозначая в иске срок и количество мест, которые должны быть дополнительно открыты, прокурор не мотивирует данное обстоятельство, он основывает требования лишь на предположении в дальнейшем роста демографической ситуации.

Довод прокурора в представлении о том, что увеличение групп в МДОУ происходит за счет превышения норм предельной наполняемости возрастных групп и является нарушением требований пункта 1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» несостоятелен, поскольку указанный СанПин утратил свое действие с 01.10.2010 г. и не может быть нарушен ответчиком.

Прокурор не отрицает, что администрация Энгельсского МР принимает меры к увеличению групп дошкольного образования за счет внутренних резервов, но считает данные меры недостаточными.

Судебная коллегия полагает, что увеличение групп в МДОУ не приводит к превышению норм предельной наполняемости возрастных групп, как указано в представлении, поскольку создаются дополнительные группы, а не наполняются уже имеющиеся. Наличие физического износа здания МДОУ 50% не свидетельствует о его непригодности либо аварийности и не является основанием для невозможности использования здания по назначению в том числе, и с учетом недостаточности дошкольных образовательных учреждений и мест в них.

Материалами дела подтверждается, что за период 2007 - 2011 г. отремонтировано и открыто дополнительно на территории Энгельсского МР в действующих МДОУ 57 групп на 1060 мест, введены в сеть 2 учреждения на 100 мест, создано муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №»(г.Энгельс) на 72 места.

В целях создания условий для положительных изменений в сфере дошкольного образования на территории Энгельсского МР, удовлетворения потребности населения в услугах системы дошкольного образования, администрацией Энгельсского МР утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Энгельсского муниципального района на 2012-2015 годы», которой предусмотрено строительство трех детских садов, реконструкция зданий существующих детских садов, капитальный ремонт двух МБДОУ, открытие групп для детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях. Проводимые мероприятия не свидетельствуют о бездействии администрации Энгельсского МР.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций)(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Закрепляя право на образование, в качестве одного из его элементов на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что не только муниципальные образования, но и государство, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования, независимо от места жительства, обязано сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований к расширению сети дошкольных учреждений только за счет муниципальных мест, тем более администрацией муниципального района такие меры принимаются, поскольку данные требования противоречат ч. 2 ст. 43 Конституции РФ. В системе правового регулирования деятельности органов местного самоуправления по обеспечению граждан доступным дошкольным образованием отсутствуют нормы к размеру очереди, времени нахождения в ней, допустимые лимиты очередности либо, наоборот, резерв мест.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил, имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу.

Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционном представлении не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционного представления сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию материального закона, аналогичны доводам на которые ссылался прокурор при рассмотрении иска в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется. Иные доводы жалобы не влияют на существо принятого решения.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 27.01.2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Энгельса – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: