33-1887/2012 от 18.04.2012 года



Судья Щипунова М.В. Дело № 33-1887

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Елкановой И.А.,

судей Тришкиной М.А., Ефимовой И.В.,

при секретаре Ефимовой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах К.К.Р. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 03 февраля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора отдела прокуратуры Саратовской области – Новичкова Е.А., возражавшего против доводов жалобы и отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Кодиной К.Р., с учетом изменения и уточнения заявленных требований, обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении по договору социального найма вне очереди жилого помещения.

В обоснование указав, что Кодина К.Р., будучи несовершеннолетней, проживала с матерью в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (общая площадь 29,5 кв.м.). Даная квартира была предоставлена ее матери Кодиной С.В. по договору социального найма в 1999 году. Поскольку Кодина К.Р. осталась без попечения родителей (мать умерла <дата>, отец находился в местах лишения свободы, в последствии решением суда был лишен родительских прав), с 2001 года по 2004 год находилась в детском доме <данные изъяты>, в последствии был назначен опекун - М.П.А.. Согласно п. 4 постановления администрации Вольского муниципального образования от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес>, было сохранено за несовершеннолетней Кодиной К.Р. до ее совершеннолетия. Постановлением администрации Вольского муниципального образования от <дата> указанный жилой дом признан непригодным для проживания. В соответствии постановлением администрации Вольского муниципального образования от <дата> данный жилой дом снесен как аварийный, Кодина К.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Остальные жильцы аварийного дома были обеспечены жильем. В 2010 году управление опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района направляло в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области все необходимые документы для постановки Кодиной К.Р на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Однако ответчиком в декабре 2010 года незаконно было отказано в постановке на учет истца. Согласно ст. 2 Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.2005 г. «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», Кодиной К.Р. должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, а именно, общей площадью не менее 30 кв.м. До настоящего времени Кодиной К.Р. жилое помещение не предоставлено, что и послужило поводом для обращения в суд.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 03.02.2012 года постановлено: удовлетворить требования Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кодиной К.Р. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения;

обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить вне очереди Кодиной К.Р. благоустроенное жилое помещение в черте города Вольска, площадью не менее 30 квадратных метров.

В апелляционной жалобе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Считает данное решение незаконным и необоснованным. Полагает, что суд при рассмотрении дела вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства было привлечено надлежащим ответчиком, однако основания по заявленным исковым требованиям остались без изменений. Указывает, что судом самостоятельно сделан вывод о том, что Кодиной К.Р. незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся. Считает, что суд вынес решение с учетом неправильного определения обстоятельств дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст. 1 указанного Федерального закона к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании абз. 3 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона был принят Закон Саратовской области от 2августа2007года №150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 данного Закона установлено, что право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 4 настоящего Закона.

Согласно п. 3 ст. 4 указанного Закона обстоятельством, препятствующим возвращению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленные жилые помещения, для целей предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области является, в том числе, признание закрепленного жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст.3 данного Закона предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом осуществляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, если имеется хотя бы одно из следующих условий:

1) местом регистрации их рождения является Саратовская область;

2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область;

3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области;

4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области;

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, установленным настоящей статьей, осуществляется вне очереди.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Кодина К.Р., 1991 г.р., относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о смерти мать Кодиной К.Р. – К.С.В. умерла <дата> (л.д. 53, 96), отец К.Р.М. приговором Вольского городского суда Саратовской области от <дата>, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года в исправительной колонии строгого режима (л.д. 86-87), на основании решения Вольского городского суда Саратовской области от 08.08.2005 г. он лишен родительских прав в отношении Кодиной К.Р. (л.д. 84-85, 97-98).

Согласно постановлению администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от <дата> М.П.А. была назначена опекуном малолетней Кодиной К.Р. (л.д. 10, 102).

Постановлением администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от <дата> М.П.А. освобождена от обязанностей опекуна над малолетней Кодиной К.Р. (л.д. 100).

Кодина К.Р. была направлена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от <дата> (л.д. 101).

Постановлением администрации Вольского муниципалдьного образования Саратовской области от <дата> М.П.А. вновь назначена опекуном над малолетней Кодиной К.Р. (л.д. 54).

Судом установлено, что до августа 2001 г. Кодина К.Р. проживала вдвоем с матерью К.С.В. в квартире <адрес>, Указанная квартира была предоставлена К.С.В. по договору найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда от <дата>, что также подтверждается контрольным талоном к ордеру на спорное жилое помещение (л.д. 5-6, 7).

После смерти К.С.В., постановлением администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от <дата> за Кодиной К.Р. было сохранено указанное жилое помещение до ее совершеннолетия. Однако, как установил суд первой инстанции, возвращение Кодиной К.Р. в данное жилое помещение невозможно, поскольку в сентябре 2002 г. <адрес> был признан непригодным для проживания, снесен. Всем жильцам данного дома, кроме Кодиной К.Р., были предоставлены иные жилые помещения. Указанные обстоятельства подтверждаются: актом межведомственной комиссии от 03.09.2002 г., реестром ветхих и аварийных домов муниципального жилого фонда по состоянию на 01.09.2002 г., списком жильцов на отселение из аварийных домов, признанных непригодными для проживания, постановлением администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от <дата> (л.д. 12, 13-14, 15, 16-17, 18, 19-20, 21, 22-23 37, 38-39, 40-49, 50-51).

Другого жилого помещения у Кодиной К.Р. не имеется, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от <дата> (л.д. 34).

Также судом установлено, что Кодина К.Р. не является нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя либо собственника жилого помещения.

Постановлением администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от <дата> на заведующего сектором по учету и распределению жилой площади М.Н.Г. была возложена обязанность внести в список на предоставление жилой площади несовершеннолетнюю Кодину К.Р., проживавшую в <адрес>, до ее совершеннолетия (л.д. 11, 52).

Согласно справке сектора по учету и распределению жилой площади от <дата> Кодина К.Р. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в секторе по учету и распределению жилой площади администрации Вольского муниципального образования с 04.12.2002 г. на основании п. 2 ст. 10 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области». Льготная очередь детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей под , на основании п. 4 ст. 37 указанного Закона (л.д. 57).

В силу ч.ч. 3, 5, 6 ст. 5 Закона Саратовской области от 2августа2007года №150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области пакет документов, перечисленных в данной норме;

по результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области;

в случае, если не представлены или представлены не в полном объеме документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений в течение пяти дней со дня поступления ходатайства или заявления обязан уведомить лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, о необходимости представления недостающих документов.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области принимается в случае, когда у гражданина отсутствует право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в 2010 году Управление опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района Саратовской области направляло в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области все документы, необходимые для принятия Кодиной К.Р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Согласно сообщению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 13133 от 14.12.2010 г. Кодина К.Р. не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках реализации Закона Саратовской области от 2августа2007года №150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», так как представленные документы не подтверждают ее право стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. По результатам проверки представленных документов выявлено, что Кодина К.Р. проживает в жилом помещении, в котором обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (л.д. 70).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области незаконно отказало Кодиной К.Р. в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, факт проживания и регистрации подопечного в семье опекуна по месту жительства опекуна нельзя рассматривать как обеспечение подопечного жилым помещением, поскольку в силу ч. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

Судом установлено, что истец проживала в жилом помещении опекуна в связи с тем, что опекун обязан проживать вместе с подопечным. Кодина К.Р. не вселялась в квартиру опекуна в качестве члена ее семьи, не вела с ней общего хозяйства, и поскольку жилое помещение Кодиной К.Р. так и не было предоставлено, она была зарегистрирована в квартире бывшего опекуна.

Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями самой Кодиной К.Р. и свидетеля М.П.А. (л.д. 105-106). Не доверять показаниям данного свидетеля не имеется оснований, поскольку М.П.А. не является заинтересованным в исходе дела лицом, предупреждалась об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Замечания на протокол судебного заседания от 03.02.2012 г. в порядке ст. 231 ГПК РФ, не подавались.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно пп. «г» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» на одиноко проживающего гражданина устанавливается норма предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда – 30 кв.м. общей площади.

При рассмотрении настоящего дела суд принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу, что Кодина К.Р. имеет право на предоставление ей по договору социального найма жилого помещения, поскольку она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, которое было закреплено за ней, признано непригодным для проживания, дом снесен, истец до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений норм материального закона суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кодиной К.Р. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении жилого помещения, обязав ответчика предоставить Кодиной К.Р. благоустроенное жилое помещение в черте г. Вольска, площадью не менее 30 кв. м.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд при рассмотрении дела вышел за пределы заявленных исковых требовании, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку в материалах дела имеется заявление заместителя Вольского межрайонного прокурора об уточнении и увеличении исковых требований, в котором прокурор в интересах Кодиной К.Р. уточнил основания заявленных требований и просил обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Кодиной К.Р. жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда области вне очереди на территории муниципального образования г. Вольск общей площадью не менее 30 кв.м. (л.д. 67).

Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. При рассмотрении дела судом не допущено также нарушений и неправильного применения норм материального права.

Иным доводам, изложенным в апелляционной жалобе, дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности, они не опровергают выводы суда и были предметом обсуждения суда первой инстанции.

Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 03 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи