33-1724/2012 от 03.05.2012



Судья Спирякин П.А. Дело № 33 – 1724/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 мая 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Поляниной О.А.,

при секретаре Платицыной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фасхутдиновой Р.В. на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 13 февраля 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении заявления Фасхутдиновой Р.В. о признании незаконным бездействия органов федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее – УФМС) отказать.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителей УФМС России по Саратовской области Буланова А.В. и Гараниной С.А., возражавших против апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела,

установила:

Фасхутдинова Р.В. обратилась в суд с заявлением, в том числе с учетом уточненных требований, о признании незаконным бездействия органов федеральной миграционной службы России по Саратовской области, выразившегося в нарушении срока принятия решения о гражданстве заявителя, невыдаче ей паспорта Российской Федерации, возмещении морального вреда. В обоснование требований заявитель указала, что 22 апреля 2011 года в Марксовское отделение УФМС сдала необходимые документы о приеме ее в гражданство Российской Федерации. Решение по данному вопросу принято по истечении установленного законом шестимесячного срока. После принятия ее в гражданство Российской Федерации 30 ноября 2011 года, она 05 декабря 2011 года в тоже отделение УФМС сдала документы для получения паспорта, который на момент обращения в суд заявителю не выдан.

Рассмотрев заявление, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Фасхутдинова Р.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Указывает, что удостоверенная главой Осиновского муниципального образования копия свидетельства о рождении сына была представлена со всеми документами, однако длительное время не было принято решение о приеме ее в гражданство, а также о выдаче ей паспорта. Кроме того, Фасхутдинова Р.В. указывает на нарушение судом первой инстанции процессуальных норм права, а именно: допуск к участию в деле Храмихиной И.С. в качестве представителя заинтересованного лица без документов, подтверждающих полномочия представителя. Ссылается на отказ суда в принятии заявления в части возмещения морального вреда.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия считает, что судебное постановление суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявления Фасхутдиновой Р.В. о признании незаконным бездействия органов Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, выразившегося в нарушении срока принятия решения о гражданстве заявителя, районный суд, установив нарушение УФМС шестимесячного срока рассмотрения заявления Фасхутдиновой Р.В. о гражданстве, принял во внимание, что заявитель своевременно не предоставила документ, необходимый для принятия ее в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке: заверенную копию свидетельства о рождении сына – Фасхутдинова Д.Ф.. В связи с чем, вины УФМС при принятии решения по заявлению Фасхутдиновой Р.В. суд не усмотрел.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ гражданство приобретается, в том числе, в результате приема в гражданство Российской Федерации (ст. 11 данного Федерального закона).

Согласно п. «в» ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 62-ФЗ).

В силу статей Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 (далее – Положение) иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона, вместе с документами, перечисленными в пункте 10 настоящего Положения, представляют: нетрудоспособное лицо, имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт гражданина Российской Федерации сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы) (п.п. «г» п. 14, п.6 указанного Положения).

При приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном статьей 33 Федерального закона, заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа (п. 34 Положения).

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю (пункты 8 и 9 Положения).

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 62-ФЗ).

Судом первой инстанции установлено, что 22 апреля 2011 года Фасхутдинова Р.В. в Марксовское отделение УФМС подала заявление о принятии ее в гражданство Российской Федерации. В заявлении указала, что является пенсионеркой, имеет сына Фасхутдинова Д.Ф., <дата> года рождения, являющегося гражданином Российской Федерации (л.д. 30-34). Вместе с заявлением предоставлены копии документов, удостоверяющих личность и гражданство; свидетельства о рождении; документа, подтверждающего семейное положение; документов на жилье; справка с места жительства, фотографии; квитанция об оплате государственной пошлины.

Старшим инспектором ОУФМС России по Саратовской области в г. Марксе данное заявление и прилагающиеся к нему документы приняты 22 апреля 2011 года. В тот же день, заявление направлено начальнику УФМС России по Саратовской области (исх. № 775 от 22.04.2011г.).

19 мая 2011 года инспектором УФМС России по Саратовской области заявление Фасхутдиновой Р.В. принято к рассмотрению на основании п. «в» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Правильность оформления заявления и предоставляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации заверена подписью должностного лица на бланке заявления (л.д. 34).

Таким образом, должностное лицо УФМС удостоверило принятие заявление Фасхутдиновой Р.В. к рассмотрению со всеми прилагаемыми документами. Данные о ненадлежащем оформлении заявления, не предоставлении документа, являющегося необходимым при принятии решения о гражданстве, а также возврате заявления Фасхутдиновой Р.В. в материалах дела отсутствуют.

Решение о принятии Фасхутдиновой Р.В. в гражданство Российской Федерации УФМС России по Саратовской области вынесено 30 ноября 2011 года, т.е. с нарушением предусмотренного Федеральным законом № 62-ФЗ шестимесячного срока.

Вывод суда, что нарушение УФМС срока принятия решения о гражданстве связано с тем, что заявитель, зная о необходимости предоставления заверенной копии свидетельства о рождении сына, предоставила ее лишь 30 ноября 2011 года, основан на предположениях и не подтверждается материалами дела.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) согласно ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2).

При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2).

Исходя из изложенного, УФМС не приняты необходимые меры для рассмотрения заявления Фасхутдиновой Р.В. в установленный срок, допущены нарушения порядка и сроков, установленных Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, вывод суда первой инстанции не основан на доказательствах и противоречит фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, судебная коллегия усматривает нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны УФМС России по Саратовской области.

При рассмотрении заявления Фасхутдиновой Р.В. судом первой инстанции допущены нарушения процессуального законодательства.

Содержание решения суда не соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так из заявления Фасхутдиновой Р.В. следует, что она заявляла требования не только о признании незаконным бездействияУФМС, но и компенсации морального вреда. Судебной коллегией установлено, что судом первой инстанции не рассмотрены требования заявителя о компенсации морального вреда, указанные требования не отражены в резолютивной части решения.

В нарушение ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в судебном заседании 07 февраля 2012 года допущен начальник отделения УФМС по г. Марксу ФИО10 без доверенности от УФМС России по Саратовской области

Принимая во внимание изложенное, основания и предмет заявленных Фасхутдиновой Р.В. требований, а также положения п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Фасхутдиновой Р.В. о признании бездействия УФМС, в части нарушения сроков принятия в гражданство Российской Федерации, незаконным.

Поскольку по данному делу установлены все обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, судебная коллегия считает возможным принять по данному делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Марксовского городского суда Саратовской области от 13 февраля 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия УФМС России по Саратовской области, выразившегося в нарушении срока принятия решения о гражданстве Фасхутдиновой Р.В. и отказе во взыскании компенсации морального вреда.

В указанной части принять новое решение, которым удовлетворить требования Фасхутдиновой Р.В.. Признать незаконным бездействие УФМС России по Саратовской области, выразившееся в нарушении срока принятия решения о гражданстве Фасхутдиновой Р.В.. Взыскать компенсацию морального вреда с УФМС России по Саратовской области в пользу Фасхутдиновой Р.В. за счет средств федерального бюджета в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.

В остальной части решение Марксовского городского суда Саратовской области от 13 февраля 2012 года оставить без изменения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи