Судья: Ефимова Е.О. Дело № 33 – 2438/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 мая 2012 года город Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н., судей Бартенева Ю.И. и Желонкиной Г.А., при секретаре Анищенко А.П., с участием прокурора Савиной С.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Астафьева О.В. и Балашова И.П. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.12.2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Астафьева О.В. и Балашова И.П. к ГУ МВД РФ по Саратовской области о признании приказа об увольнении, решений аттестационной комиссии незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения Балашова И.П. и его представителя Шевелевой Е.Э., объяснения представителя Астафьева О.В. – Пегасовой Н.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя ГУ МВД РФ по Саратовской области Шпорт О.В., возражавшей против доводов жалоб, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей ставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Астафьев О.В. и Балашов И.П. обратились в суд с исками к ГУ МВД по Саратовской области (далее ГУ МВД) о признании приказа об увольнении (в части, касающейся каждого из них), решений аттестационной комиссии незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование требований указали, что они длительное время работали в системе органов внутренних дел РФ: Астафьев О.В. в должности <данные изъяты>, Балашов И.П. в должности <данные изъяты>. Приказом ГУ МВД № 320 л/с от 19.10.2011 года Астафьев О.В. и Балашов И.П. (с 20.10.2011 года) были уволены в связи с сокращением штатов по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Считали увольнение из органов внутренних дел незаконным, так как ответчиком была нарушена процедура увольнения. При увольнении им не было предложено ни одной вакантной должности, что является грубым нарушением ст. 81 и ст. 180 ТК РФ и Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Требования ст. 179 ТК РФ также не были соблюдены. Также указывают, что внеочередная аттестация ГУ МВД была проведена в отношении них с нарушением Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I, и Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. О результатах аттестации истцам не объявили, в установленном законом порядке с аттестацией ознакомлены не были. Определением суда от 22.12.2011 г. гражданские дела по искам Астафьева О.В. и Балашова И.П. объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.12.2011 года в удовлетворении исковых требований Астафьева О.В. и Балашова И.П. отказано. В апелляционных жалобах истцами ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, недоказаны. Считают необоснованным вывод суда о пропуске ими 3-х месячного срока для обжалования внеочередной аттестации, так как в назначенный день аттестация состоялась, однако с аттестацией в установленном законом порядке ознакомлены не были. Иные доводы аналогичны доводам искового заявления. Просят вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу. Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции", вступившим в законную силу с 01.03.2011 года (далее Закон РФ «О полиции»), и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ, действовавшей в период спорных правоотношений) (далее Положение) в части, не противоречащей Закону РФ «О полиции». Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" (далее Указ Президента РФ № 1468) положил начало реформированию органов внутренних дел. Согласно преамбуле данного Указа органы внутренних дел Российской Федерации выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации. Пунктом 5 Указа Президента РФ № 1468 на министра внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность в 3-месячный срок пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности. В развитие проводимой реформы органов внутренних дел частью 3 статьи 54 Закона РФ «О полиции» предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 года № 251 (в ред. от 12.05.2011) "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрена обязанность Министерства внутренних дел РФ до 1 августа 2011 года обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных (не высшего начальствующего состава) должностей в этих органах. В соответствии с п.2.2 приказа МВД России № 135 от 22 марта 2011 года «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений: рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних, дел Российской Федерации) на должности, на которую аттестуемый сотрудник претендует; рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности; не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности. Материалами дела установлено, что истцы проходили службу в органах внутренних дел: Астафьев О.В. в должности инспектора <данные изъяты>, Балашов И.П. в должности <данные изъяты>. Как следует из протоколов заседаний аттестационной комиссии № 16 от 06.07.2011 года (л.д. 138), № 31 от 26.07.2011 года (л.д. 55) Астафьев О.В. и Балашов И.П. не рекомендованы для прохождения службы в органах внутренних дел. Уведомление о предстоящем увольнении истцы получили на руки за два месяца до увольнения: Астафьев О.В. - 19.08.2011 года (л.д. 9), Балашов И.П. – 28.07.2011 года (л.д. 90). С представлением к увольнению, в котором была указана дата увольнения, истцы также были ознакомлены, от подписи отказались, о чем были составлены соответствующие акты. Приказом ГУ МВД № 320 л/с от 19.10.2011 года Астафьев О.В. и Балашов И.П. были уволены в связи с сокращением штатов по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел с 20.10.2011 года (л.д. 8, 92). В соответствии с ч. 5 ст. 54 Закона РФ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Согласно п. «е» ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе. Из буквального толкования указанной нормы следует, что увольнение по данному основанию возможно при наличии двух условий: проведение сокращения штатов и невозможность использования сотрудника органов внутренних дел на службе. Приказом ГУ МВД № 633 от 14.06.2011 года утверждено штатное расписание Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ртищевский», пунктом 9.1 которого ранее действующее штатное расписание ОВД по Ртищевскому МР признано утратившим силу (л.д. 39). Приказом ГУ МВД № 617 от 14.06.2011 года утверждено новое штатное расписание Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову, пунктом 5 данного приказа штатное расписание УВД по г. Саратову, утвержденное приказом ГУВД по Саратовской области № 85 дсп от 30.01.2009г. утратило силу. Таким образом, должности, которые занимали истцы в качестве сотрудников милиции, были сокращены, данными приказами введены должности сотрудников полиции, в том числе совпадающие по своему наименованию и должностным обязанностям. О невозможности использования истцов на службе свидетельствуют протоколы заседаний аттестационной комиссии, которыми они не рекомендованы для прохождения службы в органах внутренних дел. При этом, руководствуясь целями реформирования органов внутренних дел согласно Указу Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", аттестационная комиссия не посчитала возможным предложить истцам продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности. Согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При этом пропуск истцом срока для обращения в суд, о применении которого заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Как следует из материалов дела, аттестация в отношении истцов проведена: Астафьева О.В. – 26.07.2011 года, Балашова И.П. – 06.07.2011 года. В день прохождения аттестации истцы узнали (должны были узнать) о том, что не рекомендованы для прохождения службы в органах внутренних дел, в суд с требованием о признании аттестации незаконной истцы обратились: Астафьев О.В. 22.12.2011 года, Балашов И.П. – 19.12. 2011 года (л.д. 89). Ответчиком в судебном заседании заявлено о пропуске истцами срока для обращения с данным требованием. Уважительных причин пропуска срока истцами не приведено. При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в иске о признании выводов аттестации незаконной, применив положения части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Доводы авторов жалоб о несоблюдении процедуры их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 81, ст. 180 и ст. 179 и ТК РФ, необоснованны, поскольку порядок увольнения сотрудников внутренних дел урегулирован указанными выше нормативными актами, а нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникающие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии. Также следует отметить, что преимущественное право на оставление на работе (на прежней должности) при сокращении численности или штата работников (ст. 179 ТК РФ) определяется в случаях, когда происходит выбор среди работников, занимающих одинаковые должности. В данном случае должности сотрудников милиции, в том числе должности, которую занимали истцы, сокращены в полном объеме, при этом законодательством не предусмотрена обязанность работодателя соблюдать преимущественное право среди высвобождаемых работников на предложение им вакантных должностей. Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.12.2011 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Астафьева О.В. и Балашова И.П. - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: