33-2187/2012 от 15 мая 2012 г. о понуждении к предоставлению жилого помещения



Судья Чванов О.А. Дело № 33-2187/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 мая 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:

председательствующего Рябихина О.Е.,

судей Литвиновой М.В., Садовой И.М.,

с участием прокурора Ильина Ю.В.,

при секретаре Граф Я.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 марта 2012года, которым постановлено:

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Симагину В.В. на семью из двух человек (Симагин В.В., Симагина Т.Л.) равнозначное ранее занимаемому, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42,79кв.м, состоящее из двух жилых комнат, в черте г. Саратова.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения Симагина В.В., объяснения прокурора Ильина Ю.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Волжского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Симагина В.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению Симагина В.В., проживающего по адресу: «…..», установлено, что жилой дом по указанному адресу признан непригодным для проживания распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» №«…..». и до настоящего времени отселение не состоялось, в связи с чем просил, с учетом изменения заявленных исковых требований, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Симагину В.В. и его семье по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Саратова.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает, что распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» №«…..». установлены мероприятия по отселению физических лиц из жилых помещений дома«…..». Указанным распоряжением на администрацию Волжского района муниципального образования «Город Саратов и комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» была возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в данном доме, жилого помещения. Таким образом, администрацией муниципального образования «Город Саратов» в досудебном порядке уже был рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения. Кроме того, указывает, что действующим законодательством не установлены сроки, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

В судебном заседании прокурор Ильин Ю.В., Смагин В.В. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела не нарушены нормы материального и процессуального права.

В судебное заседание не явились представители администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом г. Саратова, Симагина Т.Л., о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, об уважительной причине неявки в судебное заседание не сообщили. В связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствии указанных лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, заслушав участников судебного заседания, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25 и 40 Конституции Российской Федерации).

Реализуя эту конституционную обязанность, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, реконструкции, федеральное законодательство предусмотрело возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.

Так, согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Статья 87 ЖК РФ предусматривает, что, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъясняет, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г., установлено, что оценка соответствия помещения установленным требованиям и признание жилого помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производятся межведомственными комиссиями, созданными в установленном федеральным органом исполнительной власти порядке (пункты 7, 42).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Симагин В.В. и его супруга - Симагина Т.Л. на праве социального найма занимают в коммунальной квартире № «…..» две комнаты площадью - 16,1 кв.м и 9,6 кв.м.

Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 30.11.2011 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Симагина В.В. и Симагиной Т.Л. на объекты недвижимого имущества. Указанные обстоятельства никем не оспариваются.

Из технического паспорта жилого помещения следует, что указанная коммунальная квартира имеет общую площадь - 108,1 кв.м, в том числе жилую площадь - 36,2 кв.м, состоит из трех жилых комнат: площадью - 16,1 кв.м, площадью - 9,6 кв.м, площадью - 10,50 кв.м, коридоров площадью: 14,50 кв.м, 4,10 кв.м, 7,6 кв.м, 4,6 кв.м, 7,6 кв.м, кухни: 12,10 кв.м, 12,10 кв.м, кладовой – 9,30 кв.м (л.д. 75-83).

На основании заключения от «…..»№«…..»межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006 г. №«…..», жилой дом №«…..», комиссия приняла решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» № «…..» постановлено признать жилые помещения в жилом доме, расположенном по адресу: «…..», непригодными для проживания. Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова было предписано осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в указанном выше доме, на условиях социального найма жилых помещений, в соответствии со статьей 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения муниципального жилого фонда общей площадью не менее ранее занимаемого.

Как правильно установил суд первой инстанции, в настоящее время вопрос о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением администрации г. Саратова от «…..» № «…..» утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Данная комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что жилые помещения в доме № «…..» в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «О признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 2 ЖК РФ).

По смыслу правовых норм, содержащихся в статьях 85-89 ЖК РФ, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлению других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

Как правильно установлено судом первой инстанции, квартира, в которой проживает Симагин В.В., значится в реестре объектов муниципального жилого фонда г. Саратова, в связи с чем обоснованно предъявлены требования к администрации муниципального образования «Город Саратов». При этом предоставляемое жилое помещение в связи с непригодностью для проживания, занимаемого ими помещения, должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о предоставлении Симагину В.В. на семью, состоящую из двух человек (Симагин В.В. и Симагина Т.Л.), жилого помещения общей площадью, не менее ранее занимаемого, поскольку истец до настоящего времени не обеспечен жильем, меры к сносу дома и его расселению ответчиком не приняты.

Судом первой инстанции правильно разрешен вопрос о размере предоставляемого истцу благоустроенного жилого помещения - 42,79 кв.м, с учетом жилой площади, занимаемых истцом и его семьей, комнат в коммунальной квартире, а также нежилой площади коммунальной квартиры и возложении указанной обязанности по договору социального найма в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ на орган местного самоуправления.

Следовательно, судебная коллегия не может согласиться с доводами автора апелляционной жалобы о том, что не имеется какого-либо бездействия в отношении истца, нарушающего его жилищные права и свободы, поскольку они не основаны на обстоятельствах, установленных судом первой инстанции. Напротив, до настоящего времени не решен вопрос о предоставлении истцу, с учетом состава его семьи, пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения, чем нарушаются его жилищные права. Проживание в доме, подлежащим сносу по причине его аварийного состояние, является нарушением прав и законных интересов Симагина В.В. и основанием для удовлетворения заявленных прокурором в интересах Симагина В.В. требований.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди. Иное толкование пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, в связи с чем не заслуживает внимания и указанный довод автора апелляционной жалобы.

Материалами дела установлена непригодность комнат в коммунальной квартире для проживания в них истца, данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным. Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в жалобе, не усматривается.

Руководствуясь статьями 327- 329 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

СОГЛАСОВАНО:

М.В. Литвинова