33-2685/2012 от 24.05.2012



Судья Царенко П.П. Дело № 33-2685/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.

судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

при секретаре Медной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Букаева А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 03 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области об установлении в отношении осужденного Букаева А.А. административного надзора удовлетворить частично.

Установить в отношении Букаева А.А., (…) года рождения, уроженца (…), проживающего по адресу: (…), административный надзор на срок 3 года.

Установить в отношении Букаева А.А. на срок административного надзора административные ограничения:

- запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства или пребывания, в ночное время суток (промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени);

- обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц.

Наблюдение за соблюдением осужденным Букаевым А.А. установленных судом ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Букаева А.А. на учет в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания после освобождения из исправительного учреждения.

В остальной части заявления Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области отказать».

заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела,

установила:

Начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области) обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Букаева А.А.

Заявление мотивировано тем, что приговором Заводского районного суда г. Саратова от 06 мая 2005 года Букаев А.А. осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. За время отбытия наказания осужденный Букаев А.А. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, имеет многочисленные взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания. 21 января 2005 года и 21 декабря 2005 года постановлениями начальника исправительного учреждения Букаев А.А. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В связи с этим просил установить в отношении него административный надзор сроком на 3 года с применением следующих административных ограничений: запретить выезд за пределы Саратовской области, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания с 22.00 до 06.00 часов; запретить посещение мест проведения развлекательных, культурно-массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, а также обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывании для регистрации.

Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Букаев А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не может распространяться на него, т.к. ухудшает его положение.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

В силу ч. 1 ст. 261.5 ГПК РФ заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - органом внутренних дел, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений - органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем.

Согласно ч. 1 ст. 261.8 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений (ч. 2 ст. 261. 8 ГПК РФ).

В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора (ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Закон) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч. 3 ст. 3 Закона).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости

Материалами дела установлено, что приговором Заводского районного суда г. Саратова от 06 мая 2005 года Букаев А.А. осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 15 УК РФ совершенное Букаевым А.А. преступление, предусмотренное ст. 105 ч. 1 УК РФ, относится к категории особо тяжких.

Согласно справке-характеристике, утвержденной начальником ФБУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области, Букаев А.А. характеризуется отрицательно.

Постановлениями начальника исправительного учреждения от 21 января 2005 года и 21 декабря 2005 года Букаев А.А. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

При таком положении, разрешая заявление начальника ФБУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области, суд первой инстанции правомерно применил ч. 3 ст. 3 и п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона и, учитывая данные, характеризующие личность освобождаемого, установил в отношении Букаева А.А. административный надзор сроком на три года с применением соответствующих административных ограничений.

Выводы суда о необходимости установления в отношении Букаева А.А. административного надзора основаны на представленных заявителем доказательствах, получивших полную, всестороннюю и объективную оценку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 67 ГПК РФ.

Согласно ст. 1 Закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом. В связи с изложенным, ссылка автора жалобы на то, что положения Закона в отношении него не применимы, т.к. уголовный закон, ухудшающий положение осужденного, обратной силы не имеет, является несостоятельной.

Довод жалобы о том, что Букаев А.А. не является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, опровергается соответствующими постановлениями от 21 января 2005 года и 21 декабря 2005 года, нарушения предусмотренной ст.ст. 115-117 УИК РФ процедуры признания Букаева А.А. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не выявлено.

При таком положении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым разъяснить Букаеву А.А., что согласно п. 1 ст. 10 Закона поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 03 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Букаева А.А. – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: