Судья Рыбаков Р.В. Дело № 33-2703 24 мая 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладчено А.Н. судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А. при секретаре Хмара Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Реченского А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 29 марта 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Реченскому А.В. к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о понуждении к предоставлению социальных льгот. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Реченского А.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Реченский А.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что является ветераном боевых действий и ветераном военной службы. В силу ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» он, как ветеран боевых действий, получает через Пенсионный фонд ежемесячную денежную выплату (1999 руб.) и от государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» (далее – КСПН) получает ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10% от стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг. Полагал, что как ветеран труда в соответствии с положениями Закона Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, 12.01.2012 г. он обратился с заявлением КСПН о выплате ему с февраля 2012 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от стандарта стоимости жилищно - коммунальных услуг на одного члена семьи. В ответе от 17.01.2012 г. директор КСПН отказал ему в выплате названной меры социальной поддержки, указав, что выбор одной из мер социальной поддержки влечет за собой получение всей системы мер по одному из имеющихся у гражданина оснований. Считал, что такое объяснение противоречит п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» N372-ЗСО от 26.12.2008 года, в котором указано, что получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствуют получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. Просил обязать КСПН с февраля 2012 года ежемесячно выплачивать ему социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе Реченский А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить его требования. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывала свои требования в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Судом неверно применены и истолкованы нормы права, не принят во внимание Закон Саратовской области № 372-ЗСО от 26.12.2008 г. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему. Как видно из материалов дела и установлено судом, Реченский А.В. является ветераном боевых действий на основании статей 3, 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5- ФЗ «О ветеранах» и ветераном труда на основании статей 7, 22 и 23 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5- ФЗ «О ветеранах». Он, как ветеран боевых действий, получает через Пенсионный фонд ежемесячную денежную выплату, от КСПН получает ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10% от стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности, с учетом перерасчета с 16 апреля 2010 года, ежемесячную денежную компенсацию в сумме 137 рублей 64 копейки в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 г. «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» № 174-ЗСО. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в пп.5 п.1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. То есть указанный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг. В п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не даёт возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану труда). Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 10). Согласно п.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". Согласно ст. 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 N 372-ЗСО (ред. от 26.11.2010) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 5 введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 N 114-ЗСО). В пункте 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО указано, что получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина. В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утверждённых Правительством РФ стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчёта межбюджетных трансфертов. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности: - для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов. С 1 января 2010 г. все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран труда) заменены с натуральных льгот (50 % оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена истцу в размере 10 процентов, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". Довод истца о том, что он имеет право на выбор основания предоставления льгот, основан на неправильном толковании закона. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и Закон Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учётом их выгодности для льготников. Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона «О ветеранах», не может быть равным, так как ветеранам труда в силу Закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в удовлетворении его требований. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 29 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Реченского А.В. – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи