Судья: Агаркова С.Н. Дело № 33-2680/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ судей Поляниной О.А. и Бартенева Ю.И., с участием прокурора Савиной С.В., при секретаре Анищенко А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 22 марта 2012 года, которым постановлено: заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя Администрации Макаренко М.Н. по доверенности от 06.06.2011 года, выслушав заключение прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, установила: прокурор г. Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации о понуждении к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в г. Саратове, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Саратова проведена проверка исполнения требований Закона Российской Федерации «Об образовании». На территории города расположено 183 дошкольных образовательных учреждения, из которых 175 муниципальных и 8 частных, проектами зданий этих садов предусмотрено 23171 место. Фактически детские сады посещают 23953 ребенка. Наибольшее количество детей состоит на очереди на получение дошкольного образования в Волжском, Заводском и Ленинском районах г. Саратова. При этом количество детей, посещающих учреждения дошкольного образования, превышает показатели, предусмотренные проектной документацией. Отсутствие достаточного количества детских дошкольных учреждений, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, возложенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «Об образовании». С учетом уточнений исковых требований прокурор просил обязать Администрацию в срок до 01.01.2015 года обеспечить на территории г. Саратова предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает, что Администрация не является надлежащим ответчиком по данному делу, обязанность по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена также на Министерство образования Саратовской области, ссылается на несогласие с выводом суда о незаконном бездействии Администрации, поскольку постановлением Администрации от 14.10.2010 года утверждена долгосрочная целевая программа «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в г. Саратове на 2011-2015 годы», необходимость возложения аналогичной обязанности решением суда на Администрацию отсутствует. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Материалами дела установлено, что на территории г. Саратова расположено 183 дошкольных образовательных учреждения, из которых 175 муниципальных и 8 частных, проектами зданий садов предусмотрено 23171 место детей, фактически сады посещают 23953 ребенка. В г. Саратове имеется очередность на получение места в дошкольном образовательном. По состоянию на 1 января 2011 года очередность по г. Саратову составила 7880 человек (л.д. 7). Согласно письму Комитета по образованию Администрации очередность в дошкольные образовательные учреждения г. Саратова на 1 января 2012 года составила 9164 человека (л.д. 86). Постановлением Администрации от 14.10.2010 года № 2424 утверждена долгосрочная целевая программа «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове» на 2011-2015 годы, которой предусмотрено до 2015 года строительство детских садов на 600 мест и расширение групп на 1115 мест (л.д. 37-52). В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичная по своему содержанию правовая норма содержится в п. 12 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 (далее Устав). Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Саратова относиться к компетенции Администрации, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области (ст. 33 Устава). Следовательно, довод жалобы о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по предъявленным требования, несостоятелен. Предусмотренное долгосрочной целевой программой «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2011-2015 годы» строительство детских садов на 600 мест и расширение групп на 1115 мест с учетом существующей очередности в дошкольные образовательные учреждения (9164 человека по состоянию на 01.01.2012 года) является недостаточным, что свидетельствует о неисполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования. В этой связи вывод суда об обязании Администрации в срок до 01.01.2015 года обеспечить на территории г. Саратова предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях, является обоснованным. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся, среди прочих, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию правовая норма содержится в ч. 1 ст. 8 Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 33-ЗСО "Об образовании". С учетом вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае обязанность по финансированию вопросов, связанных с организацией предоставления дошкольного образования на территории муниципального района возложена на органы местного самоуправления указанного района. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 22 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: