31 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н., судей Бартенева Ю.И., Желонкиной Г.А., при секретаре Платицыной М.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее УФМС) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 марта 2012 года, которым постановлено: «Признать незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области (протокол от28 октября 2011 года№ 39) об отказе Маховой Л.Н. выплате единовременного пособия на обустройство. Признать право за Маховой Л.Н. и членами ее семьиМаховой Е.А., Маховым Д.А., Маховым Г.А. право на получение единовременного пособия на обустройство Обязать Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области произвести выдачу Маховой Л.Н. и членам ее семьи Маховой Е.А., Махову Д.А., Махову Г.А. единовременного пособия на обустройство в размере 40000 руб. участнику Госпрограммы и по 15000 руб. членам его семьи. Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в пользу Маховой Л.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.». Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя УФМС Орловой К.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Маховой Л.Н. и адвоката Аксеновой А.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия, установила: Махова Л.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Маховой Е.А., Махова Д.А., а также Махов Г.А. обратились в суд с иском к УФМС о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, и признании за ней и членами ее семьи: дочерьюМаховой Е.А. и сыновьямиМаховым Д.А. и Маховым Г.А. права на пособие в размере 85000 руб., обязав УФМС произвести указанные выплаты. Требования мотивированы тем, что в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и планом мероприятий по реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденнойУказом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 2006 года № 637 (с изменениями внесеннымиУказом Президента РоссийскойФедерации от 12 января 2010 года № 60) право на оформление участников Госпрограммы возложены на территориальные органы миграционной службы субъектов Российской Федерации, в Саратовской области на УФМС России по Саратовской области. Стать участником Государственной программы могут только иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации на законном основании, то есть имеющие разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации; вид на жительство на территории Российской Федерации. Лицам, изъявившим желание стать участником Государственной программы, необходимо заполнить анкету участника и направить в органы для рассмотрения. Маховой Л.Н. в УФМС была направлена анкета об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. 02 декабря 2010 года Маховой Л.Н. было получено уведомление о том, что исполнительным органом власти Саратовской области принято решение о приеме ее в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для чего Маховой Л.Н. необходимо было обратиться с заявлением о выдаче свидетельства участника в УФМС до 16 декабря 2010 года. 06 декабря 2010 года Маховой Л.Н. в УФМС было подано заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 25 января 2011 года УФМС России по Саратовской области Маховой Л.Н. выдано свидетельствоСС №00009416участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием членов ее семьи: сыновей Махова Г.А.и Махова Д.А., дочери Маховой Е.А.. Согласно пункту 2Постановления Правительства РоссийскойФедерации № 7 от 15 января 2007 года «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей» участнику Государственной программы и членам его семьи оказываются материальные льготы на получение единовременного пособия на обустройство (подъемные) в размере: 40000 руб. участнику Государственной программы и по 15000 руб. на каждого члена семьи. Сумма компенсационных выплат с учетом членов семьи составляет 85000 руб., решение о выплате которых в соответствии с п. 4 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 7 от 15 января 2007 года принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника программы в течение 15-ти дней с даты подачи им заявления. Своевременно вышеуказанное решение УФМС России по Саратовской области принято не было. 05 ноября 2011 года Маховой Л.Н. была получена выписка из протоколазаседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС №39 от28 октября 2011 года, согласно которой Маховой Л.Н. в выплате единовременного пособия на обустройство отказано. Полагая указанное решение незаконным Махова Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском. Рассмотрев заявленные требования, суд постановил названное выше решение. В апелляционной жалобе УФМС просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Маховой Л.Н. отказать. В качестве оснований для отмены решения указывает на нарушение судом норм материального права, в связи с чем суд пришел к неправильному выводу об удовлетворении иска. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ). Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ). В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,Указом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 2006 года № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа). Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленногоПравительством Российской Федерацииобразца. Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе: на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания; на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации; на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»); на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов. Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаютсяПравительством Российской Федерации. Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения. Материалами дела установлено, что Махова Л.Н.,имеет временное разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации, выданное 15 октября 2009 года сроком до 12 октября 2012 года, и зарегистрирована по месту пребывания:(…). (разрешение на временное проживание№ 18920-р от12 октября 2009 года). Вместе с Маховой Л.Н. по указанному адресу также зарегистрированы члены ее семьи: сын Махов Г.А.,(…)года рождения, дочь Махова Е.А., (…) года рождения, и сынМахов Д.А., (…)года рождения. 26 января 2010 года Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области принято решениео целесообразности участия Маховой Л.Н. в Государственной программе по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом и согласовании возможности добровольного переселения на территорию вселения г. Саратов Маховой Л.Н. с членами семьи: сыном Маховым Г.А.,(…)года рождения, дочерьюМаховой Е.А., (…)года рождения, и сыномМаховым Д.А., (…)года рождения. 25 января 2011 года УФМС Маховой Л.Н. было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, в которое внесены сведения о членах ее семьи в количестве трех человек. 03 марта 2011 года Махова Л.Н. обратилась в УФМС с заявлением о выплате ей и членам ее семьи единовременного пособия на обустройство. Решением УФМС России, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей№39 от28 октября 2011Маховой Л.Н. в выплате единовременного пособия на обустройство было отказано. Данный отказ мотивирован тем, что Махова Л.Н. в соответствии сУказом Президента РоссийскойФедерации от 12 января 2010 года № 60 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденныеУказом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 2006 г. № 637» относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, тогда как согласно указанной Государственной программе правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») обладает участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям. Так, согласно абз. 9, 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12.01.201 № 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденныеПостановлением Правительства РоссийскойФедерации от 15 января 2007 года №7. Организация работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 04 июля 2007 года №145. Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции. Таким образом, из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абз. 3 раздела IV Государственной программы, следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет. Поэтому несостоятельным является довод апелляционной жалобы УФМС о том, что указанная выплата не зависит от того, находится ли соотечественник в процессе переселения или уже находится на законном основании на территории Российской Федерации. Наличие в Государственной программе раздела VI «Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию», вопреки доводам жалобы, свидетельствует лишь о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы. По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы по существу были предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании правовых норм и на законность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут. При таком положении, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи