33-2846/12 от 30.05.12г. об отмене решения жилищно-бытовой комиссии, обязании принять решение о восстановлении на жилищном учете



Судья Маштакова М.Н. Дело № 33-2846

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2012 год г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе

председательствующего Ретунской Н.В.,

судей Мележик Л.М., Бугаевой Е.М.,

при секретаре Кашиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску Салминой Г.П. к войсковой части 3509 Министерства внутренних дел РФ об отмене решения жилищно-бытовой комиссии, обязании принять решение о восстановлении на жилищном учёте, по апелляционной жалобе войсковой части № 3509 на решение Вольского районного суда Саратовской области от 01 марта 2012 года, которым исковые требования Салминой Г.П. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя войсковой части Федотова В.А., поддержавшего доводы жалобы, Салминой Г.П., возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Салмина Г.П. с учетом уточненных требований обратилась в суд с иском к войсковой части № 3509 Министерства внутренних дел Российской Федерации об отмене решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части, обязании принять решение о восстановлении на жилищном учете. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что она является прапорщиком в отставке, проходила военную службу в войсковой части № 3509 в период с 21.01.1994 г. по 02.06.2010 г., общий срок военной службы составляет 16 лет 5 месяцев, уволена с должности ответственного исполнителя комендатуры и бюро пропусков. Рапорт на увольнение ею подан 11.12.2009 г., в рапорте указано, что с исключением из списков личного состава войсковой части № 3509 она согласна только после реализации её права на получение жилья, просит о разрешении прохождения службы в добровольном порядке до дня улучшения жилищных условий. Приказ на увольнение издан командиром в/ч 7452 ПривРК ВВ МВД России л/с 01.03.2010г. Формулировка увольнения - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Приказ об исключении из списков личного состава с/ч от 22.06.2010г. В указанных приказах нет пунктов об обеспечении её жильем. На момент увольнения и по настоящее время она зарегистрирована и проживает в служебной квартире, выделенной для нужд части постановлением главы администрации ЗАТО Шиханы от 22.07.2004 г. Жилого помещения для постоянного проживания она не имеет.

Истец также указала, что на момент увольнения, она состояла в очереди на получение жилого помещения вместе с мужем, полковником запаса ФИО как член его семьи, постановка на учет была произведена 01.06.2005г. ФИО был уволен в запас по достижении предельного возраста 14.11.2005 г. и находился в распоряжении командира в/ч № 3509 до исключения из списков личного состава части. На момент увольнения жильем для постоянного проживания так же обеспечен не был и оставался после увольнения в жилищной очереди. Через год после увольнения (13.09.2011г.) брак между ней и ФИО был прекращен. В связи со сложившимися обстоятельствами ими были поданы соответствующие документы в жилищно-бытовую комиссию о желании получить жилые помещения для постоянного проживания раздельно для каждого. 28.10.2011г. состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии, на котором было принято решение об оставлении на жилищном учете в в/ч ФИО с внесением изменений в состав семьи – 1 человек, а ей было отказано в постановке на жилищный учет в соответствии с п.п.2п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, абз.4п.9 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054.

Салмина Г.П. в исковом заявлении указала, что на момент признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий она была военнослужащей. Тот факт, что рапорт о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий подавал в 2005г. её муж, а не она, не может служить препятствием для получения ею в данный момент жилого помещения от МВД РФ. Истец считает, что решение жилищно-бытовой комиссии, оформленное протоколом от 28.10.2011г., незаконно и нарушает её права, просила отменить его, обязать войсковую часть № 3509 МВД России принять решение о восстановлении её на жилищном учете с целью обеспечения жилым помещением для постоянного проживания.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 01.03.2012 г. исковые требования Салминой Г.П. удовлетворены. Суд отменил решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 3509 МВД РФ, оформленное протоколом от 28 октября 2011 г. и обязал ответчика восстановить Салмину Г.П. на жилищном учете с 01 июня 2005 г.

В апелляционной жалобе войсковая часть № 3509 выражает несогласие с решением суда. В доводах жалобы указано, что во время прохождения военной службы по контракту Салмина Г.П. в списках очередников на обеспечение жилым помещением (улучшения жилищных условий) самостоятельно не состояла, она состояла в списках как член семьи военнослужащего ФИО. В настоящее время она не является военнослужащей, поэтому командование воинской части и жилищная комиссия не вправе рассматривать вопрос о постановке Салминой Г.П. на учет для получения жилого помещения. Автор жалобы считает, что ссылка суда на определение Верховного Суда РФ от 14.04.2009 г. №2н-9/09 неправомерна, т.к. речь идет именно о военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы, а Салмина Г.П. в настоящее время уволена с военной службы по контракту.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом первой инстанции установлено, что, полковник ФИО и члены его семьи (всего 4 человека: он, жена – Салмина Г.П., мать – ФИО1., сын – ФИО2) включены в список нуждающихся в жилье с 01.06.2005 г., что подтверждается протоколом от 05.07.2005 г. заседания центральной жилищно-бытовой комиссии Приволжского округа ВВ МВД РФ. Как следует из материалов дела Салмина Г.П. в период времени с 01.06.2005 г. по 28.10.2011г. состояла на жилищном учете войсковой части 3509 как член семьи военнослужащего полковника ФИО.

При рассмотрении дела установлено, что Салмина Г.П. проходила военную службу с 21.01.1994 г. по 22.06.2010 г. в в/ч 3509, воинское звание - прапорщик, военная должность - ответственный исполнитель бюро пропусков. Уволена в отставку по пп.а п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пп.а п.1.3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). Общий срок военной службы Салминой Г.П. составляет 16 лет 5 месяцев.

Из материалов дела следует, что брак между ФИО и Салминой Г.П. прекращен 13.09.2011г.

23.09.2011г. Салмина Г.П. обратилась к командиру в/ч 3509 с рапортом о получении жилого помещения раздельно с бывшим мужем ФИО. В свою очередь ФИО подал аналогичное заявление командиру в/ч 3509.

Решением жилищно-бытовой комиссии в/ч 3509, оформленной протоколом № 69 от 28.10.2011 г., Салминой Г.П. было отказано в постановке на жилищный учет, а полковник ФИО оставлен на жилищном учете в/ч с внесением изменений в состав семьи - 1 человек.

Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), в редакции от 22.04.2005г., действующей на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях ФИО, социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по состоянию на июнь 2005г. истец с семьей из 4 человек проживала в служебной квартире, находящейся по адресу: <адрес>, нанимателем служебного жилого помещения являлся ФИО.

Согласно п.п. 5, 6 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.

В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

В соответствии с п.1 ст. 69 ЖК РФ в редакции от 29.12.2004 г., действовавшей на момент возникновения правоотношений по данному спору, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что по состоянию на 01.06.2005 г., на момент по постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях ФИО, истец являлась членом семьи военнослужащего и нанимателя жилого помещения. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком.

Принимая во внимание факт нахождения на жилищном учете Салминой Г.П. в качестве члена семьи военнослужащего, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец нуждалась в получении жилого помещения и была поставлена на учет. При этом не имеет значения, что поставлен на учет был именно бывший муж истца, так как Салмина Г.П. входила в состав его семьи, кроме того, являлась военнослужащей и так же нуждалась в получении жилого помещения.

В соответствии с абз.12 п.1ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011г. № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями; Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.

До этого действовали Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Согласно п. 3 указанных Правил учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности.

Контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

Общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования. В состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов (п.4 Правил).

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета согласно п. а п. 6 Правил признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий указаны в п.7 данных Правил.

Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку п. 9 названных выше Правил, предусмотрено, что военнослужащие, признанные нуждающимися и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Как правильно отметил суд первой инстанции нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст.120 Конституции РФ ч.2 ст.11 ГПК РФ применению не подлежат (решение Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09).

Приказом МВД РФ от 12.02.2010г. № 75 утверждена Инструкция «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России».

В соответствии с пунктом 1 настоящая Инструкция регулирует организацию работы: по учету жилых помещений и лиц, нуждающихся в жилых помещениях; по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях во внутренних войсках МВД России; по предоставлению жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России и членам их семей (под членами семьи военнослужащих, не имеющих жилых помещений, в настоящей Инструкции понимаются граждане, определенные статьей 2 Федерального закона N 76-ФЗ, к членами семьи военнослужащих, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, - определенные статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, а к членам семьи военнослужащих собственников жилого помещения, - определенные статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации); по передаче в собственность военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам семей погибших (умерших) военнослужащих жилых помещений, находящихся в оперативном управлении внутренних войск МВД России.

Действие Инструкции согласно п. 2 распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей.

Учитывая требования закона, а также установленные судом обстоятельства, судебная коллегия считает, правильным вывод суда о том, что поскольку истец состояла на учете нуждающихся на получение жилого помещения в качестве члена семьи военнослужащего, сама являлась военнослужащей, на момент увольнения имела общий срок военной службы более 10 лет, уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, жилым помещением, кроме служебного не обеспечена, то была снята с учета незаконно. При таком положении решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3509 МВД РФ, оформленное протоколом от 28.10.2011г., является незаконным и подлежит отмене, а истец должна быть восстановлена на соответствующем учете.

Не влияет на данный вывод суда и обеспечение истца и членов ее семьи служебным жильем, предоставленным муниципалитетом и которое она в силу договора должна освободить по окончании срока военной службы ее мужа, что в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции было подтверждено представителем войсковой части № 3509 Федотовым В.А.

Кроме того, в силу ныне действующего законодательства о статусе военнослужащих обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, лежит на федеральных органах исполнительной власти, в которых те проходят службу, а не на органах местного самоуправления, как это было предусмотрено ранее.

Так, в пункте 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 N 1237, закреплено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Как установлено судом первой инстанции, истец возражала против увольнения ее по достижении предельного возраста без обеспечения ее жилым помещением, что не противоречило положениям действующего законодательства.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, правоотношения сторон, установил фактические обстоятельства дела, исследовал доказательства. Всем исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам судом была дана всесторонняя и объективная оценка.

Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения, обжалуемого ответчиком.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в жалобе, не усматривается.

Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 01.03.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 3509 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи