33-2748 от 14.06.2012



Судья Яремчук Е.В. Дело № 33-2748

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.

судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.

при секретаре Платицыной М.Н.,

с участием прокурора Савиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя несовершеннолетнего ФИО1 - Петриченко С.А. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 20 февраля 2012 года, с учетом внесенных исправлений описки определением Кировского районного суда г. Саратова от 02.03.2012 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурору г. Саратова в интересах ФИО1 к министерству социального развития Саратовской - области о взыскании невыплаченной части компенсации за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации - кресло-коляску прогулочную для детей с <данные изъяты> в сумме 126000 рублей за счет средств федерального бюджета - отказать.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя несовершеннолетнего ФИО1 - Петриченко С.А., поддержавшей доводы жалобы и просившей исковые требования удовлетворить, объяснения представителя министерства социального развития Саратовской области Леоновой Н.В. (доверенность от <дата>), представителя комитета социальной защиты населения <адрес> Филатовой Е.А. (доверенность от <дата>), представителя Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации Ермолаевой О.В.(доверенность от <дата>), считавших решение суда законным и не согласных с исковыми требованиями, заключение прокурора, полагавшего решение суда незаконным, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

прокурор г. Саратова в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском к министерству социального развития Саратовской области о взыскании невыплаченной части компенсации за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации - кресло-коляску прогулочную для детей с <данные изъяты>. Требования обосновывал тем, что ФИО1, <дата> года рождения, является <данные изъяты>, в связи с чем 02.02.2010 года филиалом - бюро № 7 ФГУ «Главное бюро медико - социальной экспертизы по Саратовской области» была разработана индивидуальная программа реабилитации <данные изъяты>, согласно которой ребенок нуждается в техническом средстве реабилитации - кресле-коляске прогулочной для детей с <данные изъяты>. В соответствии с указанной выше программой 14.12.2010 года Петриченко С.А. самостоятельно была приобретена кресло-коляска прогулочная для детей с <данные изъяты>, модель «<данные изъяты>», стоимостью 148000 рублей. Периченко С.А. обратилась в комитет социальной защиты населения г.Саратова с заявлением о компенсации стоимости средства реабилитации - кресла-коляски прогулочной для детей с <данные изъяты>. На основании решения о выплате компенсации от 28.04.2011 года № 270 ей была назначена компенсации в размере 22000 рублей. Полагает, что Петриченко С.А. подлежит выплате компенсация в полном объеме, в связи с чем просил суд взыскать с министерства социального развития Саратовской области невыплаченную часть компенсации за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации - кресло-коляску прогулочную для детей с <данные изъяты> в сумме 126000 руб. за счет средств федерального бюджета.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

Представитель несовершеннолетнего ФИО1 - Петриченко С.А. просила решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, исходя из вышеуказанных обстоятельств. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.

Представитель министерства социального развития Саратовской области Леонова Н.В.с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что 30.04.2010 года между министерством социального развития Саратовской области и ЗАО «<данные изъяты>» был заключен государственный контракт № 114-А-ГК на поставку кресел-колясок прогулочных для детей с <данные изъяты> согласно, данному контракту стоимость технического средства реабилитации «кресло - коляска прогулочная для детей с <данные изъяты>» составила 22000 рублей. Решение о выплате компенсации Петриченко С.А. за самостоятельно приобретенную кресло-коляску в размере 22000 рублей считает обоснованным и соответствующем действующему законодательству. Полагала, что решение суда следует оставить без изменения

Представитель комитета социальной защиты населения г. Саратова Филатова Е.А. с иском не согласна, поскольку компенсация Петриченко С.А. за самостоятельно приобретенную кресло-коляску выплачена в полном объеме. Полагала, что решение суда следует оставить без изменения

Представитель министерства финансов РФ Ермолаева О.В. с исковыми требованиями не согласна, решение суда считает законным.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы и интересов законности, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Согласно ст. 11.1 указанного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Частью 14 ст. 11.1 данного Закона предусмотрено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. № 240, предусмотрено, что Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

В позиции 7 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005г.N2347-р (с изменениями от 12 ноября 2010 г.) предусмотрены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

Из материалов дела видно и установлено судом, что Петриченко С.А. является матерью <данные изъяты> ФИО13, <дата> года рождения. Согласно индивидуальной программе реабилитации от 02.02.2010 г. ФИО13 нуждается в проведении реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации, в перечень которых включена кресло-коляска прогулочная для детей, страдающих <данные изъяты> (л.д. 10-12). Законным представителем Петриченко С.А. 14.12.2010 г. самостоятельно за счет собственных средств во исполнение программы реабилитации была приобретена кресло-коляска прогулочная для детей, страдающих <данные изъяты>, стоимостью 148000 руб. (л.д. 15). Представитель министерства социального развития Саратовской области пояснил, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 2104-Р исполнение полномочий по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, а также выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации с 01.01.2010 года осуществляется министерством социального развития Саратовской области на основании соглашения между министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. 30.04.2010 года между министерством социального развития Саратовской области и ЗАО «<данные изъяты>» был заключен государственный контракт № 114-А-ГК на поставку кресел-колясок прогулочных для детей с <данные изъяты>, согласно которому стоимость технического средства реабилитации «кресло - коляска прогулочная для детей с <данные изъяты>» составила 22000 руб. 08.04.2011 г. принято решение о выплате Петриченко С.А. компенсации стоимости приобретенной кресло - коляски прогулочной для детей, страдающих <данные изъяты>, в размере бюджетного финансирования в сумме 22000 руб.

При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что право инвалида на компенсацию стоимости технического средства реабилитации ограничивается суммой, которую должен истратить исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на приобретение требуемого технического средства; государственный контракт, заключенный на 2010 год, предусматривает вышеуказанную стоимость кресла - коляски прогулочной для детей, страдающих <данные изъяты>,; ответчик произвел выплату компенсации с учетом данного государственного контракта, исходя из того, что финансирование предусмотренных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, расходов осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий. В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Плановым периодом являются два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Учитывая, приведенные выше положения закона, суд посчитал, что обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является социальной гарантией государства и входит в расходную составляющую федерального бюджета, оно должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ. Иной подход означал бы неравенство прав по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов способных приобрести такие средства за свой счет, по сравнению с теми, у которых такая возможность, а потому отсутствуют основания для взыскания компенсации в большем размере.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанным выводом суда, поскольку нуждаемость несовершеннолетнего ФИО1 в конкретном техническом средстве реабилитации была установлена 02.02.2010 г. (индивидуальная программа реабилитации инвалида от 02.02.2010 г.); мать Петриченко С.А. приобрела указанное средство 14.12.2010 г.

В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 09 декабря 2010 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01 февраля 2011 года) независимо от даты обращения за этой компенсацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Пункт 7 Правил (действовал в период возникновения спорных отношений, исключен постановлением Правительства РФ от 08.04.2011 г. N 264.) предусматривал, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

До 01 февраля 2011 года не были разработаны порядок определения размера компенсации и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации. Указанный Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н.

В ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида не имеется ограничений по техническим характеристикам, либо по стоимости приобретаемых технических средств реабилитации инвалидов. Приобретение Петриченко С.А. данного технического средства реабилитации не противоречит программе реабилитации инвалида, в которой предусмотрена необходимость ребенка в кресле - коляске прогулочной для детей, страдающих <данные изъяты>.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что положениями статей 10, 11, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на компенсацию расходов по приобретению технических средств реабилитации не ставится в зависимость от того, обращался ли инвалид с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации в натуре и ему было отказано; закон допускает приобретение инвалидом соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией, - судебная коллегия считает, что исковые требований подлежали удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с пунктами 2, 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

Положениями ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 15 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. № 240, Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов науказанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных клишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий.

Учитывая изложенное суду первой инстанции следовало привлечь к участию в деле полномочного представителя Российской Федерации, за счет средств которой из федерального бюджета осуществляются вышеуказанные меры социальной защиты инвалидов.

Указанные действия судом первой инстанции не выполнены.

При таких обстоятельствах, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене. Судебная коллегия считает, что следует принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования, обязав ответчика выплатить в пользу истца компенсацию в размере 126000 руб. из расчета: 1480000 руб.- 22000 руб.). = 126000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 20 февраля 2012 года отменить.

Принять новое решение, которым обязать министерство социального развития Саратовской области выплатить представителю несовершеннолетнего ФИО1 - Петриченко С.А. компенсацию за приобретенное средство технической реабилитации в сумме 126000 рублей за счет средств федерального бюджета.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи