33-3194 от 14.06.2012



Судья Дюжаков И.О. Дело № 33-3194

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.

при секретаре Туктагановой А. К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Авдеева В.П., Левченко Е.В., Сорокина А.И., Родионова В.П., Фролова В.Н., Алексеева С.Г. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 апреля 2012 года, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований Авдееву В.П., Левченко Е.В., Сорокину А.Н., Родионову В.И., Фролову В.Н., Алексееву С.Г. к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии, с учетом повышения должностного оклада по воинской, штатной должности на коэффициент «2».

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя истцов Авдеева В.П., Левченко Е.В., Сорокина А.Н., Родионова В.И., Фролова В.Н., Алексеева С.Г. – Журавлева А.С., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Авдеев В.П., Левченко Е.В., Сорокин А.Н., Родионов В.И., Фролов В.Н., Алексеев С.Г. обратились в суд с исками к военному комиссариату Саратовской области (далее – военкомат) о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии. Требования обосновывали тем, что являются пенсионерами Министерства обороны. На основании решений Саратовского областного суда, постановленных в 2009 г. и в 2010 г., истцы, за исключением Авдеева В.П., получали пенсию по выслуге лет, с учетом повышенного должностного оклада по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента «2». Данные решения исполнялись ответчиком по декабрь 2011 г. Авдеев В.П. получал пенсию по выслуге лет, с учетом повышенного должностного оклада по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента «2». В феврале 2012 г. при выплате пенсии им стало известно, что при начислении пенсии военкоматом был применен повышающий коэффициент должностного оклада в размере «1,5» вместо установленного коэффициента «2». Полагали такие действия военкомата неправомерными. Просили обязать ответчика осуществить перерасчет пенсии и выплачивать им пенсию с 01 января 2012 года и пожизненно, с учетом повышения должностного оклада с применением коэффициента «2»; взыскать недополученную сумму пенсии.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Авдеев В.П., Левченко Е.В., Сорокин А.Н., Родионов В.И., Фролов В.Н., Алексеев С.Г. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении их исковых требований. В обоснование жалобы ссылаются на те же обстоятельства, на которых основывали свои требования в суде первой инстанции. Считают, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Указывают, что право истцов на пенсию с учетом повышенного должностного оклада по первой работ с химическим оружием с применением коэффициента «2» установлено судебными постановлениями, вступившими в законную силу. Районным судом не учтено, что постановление Правительства от 31.01.2012 г. № 60 опубликовано только 19.03.2012 г., а потому вступило в силу после его официального опубликования.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судебная коллегия считает, что при отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.

В соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ N 4468-1) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии, в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 указанного Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Исходя из требований указанных нормативных правовых актов, при исчислении пенсии военным пенсионерам следует учитывать размер денежного довольствия, включающий в себя перечисленные выше выплаты.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07.11.2000 г. (в редакции федеральных законов от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся: 1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; 2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; 3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; 4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: 1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; 2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения; 3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; 4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; 7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. № 484-р.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства РФ предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».

Положениями ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07.11.2000 г. предусмотрено, что установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 386-25 от 06.06.2002 г. «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии», основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда и дата вступления в должность.

В п. 3 данного постановления указано, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны РФ и Министра промышленности и торговли РФ.

Этим же постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.

Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что право на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием, и как следствие перерасчет ранее назначенной пенсии, наступает при установлении факта выполнения военнослужащим работ по первой либо второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утвержденному Правительством Российской Федерации; включении войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Правительством РФ.

Право на перерасчет пенсии возникает с момента включения войсковой части и должности, в которой военный пенсионер до увольнения проходил службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25 от 6 июня 2002 г.

Из материалов дела следует, что истцы Авдеев В.П., Левченко Е.В., Сорокин А.Н., Родионов В.И., Фролов В.Н., Алексеев С.Г. являются получателями пенсии по линии Министерства обороны РФ.

Решениями Саратовского областного суда, постановленными в 2009 г. и в 2010 г., за истцами, за исключением Авдеева В.П.,. признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ с применением коэффициента «2», поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ в соответствие со ст. 1 Федерального закона от 07.11.2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Авдеев В.П. получал пенсию по выслуге лет, с учетом повышенного должностного оклада по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента «2».

На момент вынесения вышеуказанных решений и выплаты пенсии Авдееву В.П. действовало постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием».

В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», в редакции, действовавшей до 01 января 2012 г., гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».

В указанное выше постановление Правительства РФ внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР».

Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 60 постановлено в приложении к постановлению Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» абзацы первый - третий изложить в следующей редакции: «Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ- 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)».

Таким образом, указанным постановлением Правительства РФ № 60 изменен коэффициент повышения окладов по воинской, штатной должности, по первой группе работ с химическим оружием с 01 января 2012г. с «2» на «1,5», по второй группе работе химическим оружием с 01 января 2012г. с «1,5» на «1,25».

Согласно п. 6 названного постановления Правительства РФ № 60, настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 г.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о правомерности действий ответчика по перерасчету размера пенсии истцам путем уменьшения коэффициента, на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных к первой группе работ с химическим оружием с «2» до «1,5».

Доводы истцов о том, что данные действия ответчика свидетельствуют о неисполнении решений Саратовского областного суда, которыми установлено право истцов на повышение должностного оклада с применением коэффициента «2», правомерно признаны районный судом несостоятельными, исходя из следующего.

Согласно решениям Саратовского областного суда, постановленных в 2009 г. и в 2010 г., за истцами Левченко Е.В., Сорокиным А.Н., Родионовым В.И., Фроловым В.Н., Алексеевым С.Г. лишь признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ, поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Указание в решениях Саратовского областного суда на применение коэффициента «2» при рассмотрении спора с участием истцов было основано на положениях постановления Правительства РФ № 187 от 29.03.2002 г., действовавшего на момент вынесения судебных постановлений, и не содержит предписаний о том, что данные коэффициенты «2» и «1,5» применяются при исчислении пенсии истцов пожизненно и изменению не подлежит.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу о необоснованности заявленных Авдеевым В.П., Левченко Е.В., Сорокиным А.Н., Родионовым В.И., Фроловым В.Н., Алексеевым С.Г. требований, и правильно посчитал, что пенсионные права истцов не нарушены.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истцы в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Авдеева В.П., Левченко Е.В., Сорокина А.И., Родионова В.П., Фролова В.Н., Алексеева С.Г. – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи