Судья Негласон А.А. Дело № 33-3261/2012 14 июня 2012 года город Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Коршунова Р.В., судей Песковой Ж.А., Поляниной О.А., при секретаре Платицыной М.Н., с участием прокурора Ильина Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Борисенко А.В. и Горелова А.К. – Журавлева А.С. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 10 апреля 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Горелова А.К., Борисенко А.В. к военному комиссариату Саратовской области об обязании осуществить с 01 января 2012 года перерасчет получаемой пенсии и выплачивать ее с учетом повышения должностного оклада (оклада по воинской, штратной должности) на коэффициент 2 и взыскании недополученных сумм пенсий за период с 01 января 2012 года по 29 февраля 2012 года отказать. В удовлетворении исковых требований Горелова А.К., Борисенко А.В. к военному комиссариату Саратовской области об обязании осуществить с 01 марта 2012 года перерасчет получаемых истцами пенсий и выплачивать их с учетом повышения должностного оклада (оклада по воинской, штатной должности) на коэффициент «2» отказать. Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., пояснения представителя Горелова А.К. и Борисенко А.В. – Журавлева А.С., действующего на основании соответствующих доверенностей, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд в интересах Горелова А.К. и Борисенко А.В. с исковыми требованиями к военному комиссариату Саратовской области (далее – военкомат) об обязании ответчика осуществить перерасчет и выплачивать истцам с 01 января 2012 года пожизненно пенсию с учетом повышения должностного оклада на коэффициент «2» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 года «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическими оружием» и взыскании в пользу Горелова А.К. недополученной суммы пенсии за период с 01 января 2012 года по 29 февраля 2012 года в размере 18956 руб. 70 коп., в пользу Борисенко А.В. – 20241 руб. 90 коп. В обоснование требований указал, что в соответствии с решениями Саратовского областного суда в отношении истцов военкомат обязан выплачивать пенсию с учетом размера тарифных ставок, должностных окладов по первой группе работы с химическим оружием с применением коэффициента «2» в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 года. На момент вынесения решений коэффициенты были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием». При начислении пенсии всем истцам устанавливался коэффициент «2». Данное решение исполнялось ответчиком по декабрь 2011 года. С 01 января 2012 года ответчик изменил коэффициент с «2» на «1,5», что привело к необоснованному занижению размера пенсии. Полагает, что данные действия противоречат действующему законодательству, нарушают положения ст.ст. 13, 16 ГПК РФ в части обязательности судебных постановлений для всех без исключения. В ходе судебного разбирательства представитель истцов Журавлев А.С. дополнил исковые требования и просил обязать ответчика осуществить с 01 марта 2012 года перерасчет получаемых истцами пенсий и выплачивать их с учетом повышения должностного оклада (оклада по воинской, штатной должности) на коэффициент «2», в остальной части исковые требования поддержал. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе представитель Журавлев А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основаны требования в суде первой инстанции. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Указывает, что право истцов на пенсию, с учетом повышенного должностного оклада с применением коэффициента «2» установлено судебными постановлениями, вступившими в законную силу. Районным судом не учтено, что постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 60 опубликовано только 19 марта 2012 года, а значит и вступило в силу после его официального опубликования. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ N 4468-1) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии, в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов. В соответствии с п. «б» ст. 49 указанного Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Исходя из требований указанных нормативных правовых актов, при исчислении пенсии военным пенсионерам следует учитывать размер денежного довольствия, включающий в себя перечисленные выше выплаты. В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 года (в редакции федеральных законов от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся: 1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; 2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; 3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; 4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: 1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; 2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения; 3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; 4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; 7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия. Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 484-р. Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению. В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5». Положениями ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 года предусмотрено, что установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №386-25 от 6 июня 2002 года «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии», основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда и дата вступления в должность. В п. 3 данного постановления указано, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны РФ и Министра промышленности и торговли РФ. Этим же постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации. Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что право на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием, и как следствие перерасчет ранее назначенной пенсии, наступает при установлении факта выполнения военнослужащим работ по первой либо второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утвержденному Правительством Российской Федерации; включения войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Правительством РФ. Право на перерасчет пенсии возникает с момента включения войсковой части и должности, в которой военный пенсионер до увольнения проходил службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25 от 06 июня 2002 года. Из материалов дела следует, что истцы являются получателями пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. Решениями Саратовского областного суда, постановленными в 2009 году, за истцами признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ с применением коэффициента «2», поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07 ноября 2000 года № 136-ФЗ. На момент вынесения вышеуказанных решений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием». В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», в редакции, действовавшей до 01 января 2012 г., гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению. В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5». В указанное выше постановление Правительства Российской Федерации внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР». Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 постановлено в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» абзацы первый - третий изложить в следующей редакции: «Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)». Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации №60 изменен коэффициент повышения окладов по воинской, штатной должности, по первой группе работ с химическим оружием с 01 января 2012 года с «2» на «1,5». Согласно п. 6 названного постановления Правительства Российской Федерации № 60 настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерности действий ответчика по перерасчету размера пенсии истцам путем уменьшения коэффициента, на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных к первой группе работ с химическим оружием с «2» до «1,5». Доводы истцов о том, что данные действия ответчика свидетельствуют о неисполнении решений Саратовского областного суда, которыми установлено право истцов на повышение должностного оклада с применением коэффициента «2», правомерно признаны районный судом несостоятельными, исходя из следующего. Согласно решениям Саратовского областного суда за истцами лишь признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ, поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Указание в решениях Саратовского областного суда на применение коэффициента «2» к правоотношениям с участием истцов, было основано на положениях постановления Правительства Российской Федерации № 187 от 29 марта 2002 года, действовавшего на момент вынесения судебных постановлений, которое не содержит указаний на то, что данный коэффициент «2» применяется при исчислении пенсии истцов пожизненно и изменению не подлежит. Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований, и правильно посчитал, что пенсионные права истцов не нарушены. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истцы в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 10 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Горелова А.К., Борисенко А.В. – Журавлева А.С. – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: