33-3153 от 14.06.2012



Судья Негласон А. А. Дело № 33-3153

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.

при секретаре Туктагановой А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Степанова Р.А. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 13 апреля 2012 года, которым постановлено:

отказать Степанову Р.А. в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Саратовской области, ФКУ Управлению финансового обеспечения министерства обороны РФ по Свердловской области, министерству обороны Российской Федерации о признании права на исчисление пенсии с 1 января 2012 года, приобретенного ранее, без понижающего коэффициента 54 % (т. т. 100%); обязании произвести перерасчет пенсии с 1 апреля 2012 года без применения понижающего коэффициента 54 % (т. е. 100 %); взыскании недополученной пенсии за январь - март 2012 года в сумме 67330 руб. 20 коп.; признании несоответствующим конституционно-правовой позиции Конституционного Суда РФ применение военным комиссариатом Саратовской области статьи 2 (часть 1, п. б; часть 3, п. «б») Федерального закона РФ от 08.11.2011 г. №309-Ф3 в части ущемления ранее приобретенного права на исчисление пенсии с учетом 100% денежного довольствия соответствующей категории военнослужащих для исчисления пенсий, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Степанова Р.А., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Степанов Р.А. обратился в районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями. Свои требования обосновывал тем, что является пенсионером министерства обороны РФ с 1989 г., имеет воинское звание <данные изъяты> в отставке и выслугу лет 33 года. С января 2012 г. ответчик произвел ему перерасчет пенсии. В качестве оснований для перерасчета пенсии указывал на положения Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309 – ФЗ. Полагал, что военным комиссариатом Саратовской области (далее – военкомат) произведен перерасчет его пенсии по новым правилам с учетом понижающего коэффициента 54% от денежного довольствия соответствующей категории военнослужащих. Ранее приобретенное право на пенсию в соответствии с нормами статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 предписывало исчисление его пенсии производить без этого понижающего коэффициента с учетом денежного довольствия военнослужащих в размере 100%. Новые правила исчисления пенсии предполагают восстановление его нарушенного права только через 23 года. Размер его пенсии при ее пересмотре с 1 января 2012 года оказался на 46 % меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией закона. Считал, что введение ограничения размера пенсии посредством внесения в законодательство понижающего коэффициента не должно распространяться на лиц, которые приобрели право на исчисление пенсии по прежней редакции Закона, так как данное ограничение должно распространяться только на лиц, которым вновь начислена пенсия. Он обращался с соответствующим заявлением в адрес военкомата об устранении нарушения его пенсионных прав, но не получил ответа. При таких обстоятельствах он вынужден обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Степанов Р.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои требования в суде первой инстанции. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судебная коллегия считает, что при отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.

В соответствии со статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1) установлено, что пенсии, назначенные уволенным с военной службы военнослужащим, и членам их семей, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.

В соответствии с Федеральным законом № 306 - ФЗ от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральным законом от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» с 01.01.2012 г. был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий исходя из вновь установленных размеров окладов по воинским должностям и окладам по воинским званиям, а также новых норм ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

В силу ст. 2 Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ в Закон № 4468-1 внесены следующие изменения:

1) в статье 43:

а) слова "оклады по должности, воинскому или специальному званию" заменить словами "оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию", слова "процентная надбавка за выслугу лет" заменить словами "ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы)";

б) дополнить частью второй следующего содержания:

"Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.";

3) часть первую статьи 49 изложить в следующей редакции:

"Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.".

Согласно пункта 4 постановления Правительства РФ № 992 от 05.12.2011 г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» установлено, что в случае если размер пенсии, исчисленный с применением окладов, установленных вышеуказанным постановлением, не достиг уровня пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2012 г., указанный уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.

Из материалов дела следует, что истец, являясь пенсионером министерства обороны РФ, до 01.01.2012 г. получал пенсию в размере 12361 руб. 98 коп., а с 01.01.2012 г. размер пенсии ему установлен в соответствии с вышеуказанным законодательством в сумме 26346 руб. 60 коп.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что не имеется законных оснований для расчета пенсии истца без учёта того, что денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 % (ст. 2 Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ); право истца на перерасчет назначенной ему пенсии не нарушено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 13 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанова Р.А. – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи