Судья Перова Т.А. Дело № 33- 3101 14 июня 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Захарова В.Н., судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И. при секретаре Туктагановой А. К., с участием прокурора Савиной С.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ) на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 21 марта 2012 года, которым постановлено: взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Смирнова Н.Г. единовременное пособие в связи с получением ранения, не повлекшего наступление инвалидности, в размере 100000 руб.; в удовлетворении исковых требований Смирнову Н.Г. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области - отказать. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя МВД РФ Рулина С.В. (доверенность от <дата>) поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Министерства финансов РФ Романова А.В. (доверенность от <дата>), представителя Смирнова Н.Г. – Драбатулина А.Н. (доверенность от <дата>), заключение прокурора, полагавших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Смирнов Н.Г. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями о взыскании единовременного пособия в связи с получением ранения в сумме 100000 руб., мотивируя тем, что проходил военную службу в органах внутренних дел с 01.08.1977 г. по 27.11.2006 г. Во время прохождения военной службы 28.12.1999 г. в районе боевых действий в Чеченской Республике он получил огнестрельное слепое, <данные изъяты>, которое не повлекло за собой наступление инвалидности. Указанное ранение он получил при участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом. До настоящего времени единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от 06.03. 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ему выплачено не было. Он обращался в Министерство внутренних дел РФ с заявлением о выплате вышеуказанного единовременного пособия. Комиссией Главного командования внутренних войск МВД России по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, ему было отказано в выплате на том основании, что ранение получено до вступления в силу Федерального закона «О противодействии терроризму». Данный отказ считал неправомерным, поскольку до вступления в законную силу Федерального закона «О противодействии терроризму» 01 января 2007 года он приобрел право на получение единовременного пособия, но не реализовал его до указанной даты. Считал, что поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент обращения в суд является Федеральный закон «О противодействии терроризму», то при разрешении вопроса о размере единовременного пособия необходимо руководствоваться суммами, установленными данным Федеральным законом. Полагал, что компенсация вреда должна быть произведена за счет казны Российской Федерации. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе МВД РФ просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что ст. 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В связи с чем считает, что единовременная выплата, предусмотренная ч.2 ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ, осуществляется за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Как видно из материалов дела, Смирнов Н.Г. проходил военную службу с 01.08.1977 г. по 27.11.2006 г. в органах внутренних дел. На основании приказа МВД России № 710 л/с от 31 мая 2006 года ему присвоено звание полковника. Во время прохождения военной службы, 28 декабря 1999 года в районе боевых действий в Чеченской Республике Смирнов Н.Г. получил огнестрельное слепое, <данные изъяты> и находился на лечении в хирургическом отделении войсковой части 63621 с 30 декабря 1999 года по 4 февраля 2000 года. По факту получения огнестрельного ранения подполковником Смирновым Н.Г. было проведено служебное расследование, в результате которого было установлено, что огнестрельное ранение получено Смирновым Н.Г. в период прохождения военной службы, при исполнении служебных обязанностей в условиях сопряженных с риском для жизни и здоровья. На основании постановления Правительства РФ № 655 от 29 июля 1990 года и приказа МВД РФ № 085 принято решение об оформлении документов на получение страховых выплат. Из справки временно исполняющего обязанности командира войсковой части № 3219 подполковника ФИО12 от 01.03.2012 г. следует, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.03.1998 г. № 76-ФЗ и приказом МВД РФ от 01.03.1994 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим МВД России и членам их семей» единовременная выплата по ранению подполковнику Смирнову Н.Г. в размере 60 окладов денежного содержания не производилась. Справкой № 85 от 05.03.2012 г., подписанной временно исполняющим обязанности начальника штаба войсковой части 3219 ФИО13, подтверждено, что документы в страховую компанию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ в связи с получением Смирновым Н.Г. ранения 28 декабря 1999 года не направлялись. Ответчиками не оспаривался факт получения ранения Смирновым Н.Г., когда он принимал участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей. Статьей 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета (п. 1). Условия и порядок государственного личного страхования военнослужащих определены Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ. Получение военнослужащими в случае наступления страхового случая страховых сумм не препятствует предоставлению им других денежных выплат, имеющих целью возмещение вреда здоровью, и в частности единовременного пособия, установленного п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данное пособие, представляющее собой дополнительную социальную гарантию, выплачивается военнослужащим при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии). Кроме того, на военнослужащих, принимавших участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших увечье при проведении контртеррористической операции, повлекшее за собой наступление инвалидности, либо ранение, не повлекшее наступление инвалидности, распространяется ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (вступила в силу 01.01. 2007 г.). Согласно части 3 названной статьи военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, получившим увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей. На основании части 4 получение этими же лицами ранения, не повлекшего наступления инвалидности, влечет выплату им единовременного пособия в размере ста тысяч рублей. Положениями частей 3 и 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда здоровью в случае причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии) единовременных пособий. Как предусмотрено ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. В связи с этим военнослужащим, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании частей 3 и 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие. Действовавшим до 01 января 2007 года Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ было предусмотрено, что военнослужащим, участвовавшим в борьбе с терроризмом, также подлежало выплате единовременное пособие. При получении увечья, повлекшего наступление инвалидности, единовременное пособие выплачивалось в размере пятидесяти тысяч рублей, а при получении ранения, не повлекшего наступление инвалидности, - в размере десяти тысяч рублей. Таким образом, в ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» при сохранении тех же оснований и условий выплаты единовременного пособия, существенно увеличен его размер, который составил соответственно триста тысяч и сто тысяч рублей вместо ранее установленных пятидесяти тысяч и десяти тысяч рублей. Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения дела судом является Федеральный закон "О противодействии терроризму", то суд при разрешении вопроса о размере единовременного пособия должен руководствоваться суммами, установленными данным Федеральным законом на момент рассмотрения дела. Следовательно, военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобретшим право на получение единовременного пособия до 1 января 2007 г. и не реализовавшим его до указанной даты на основании Федерального закона "О борьбе с терроризмом" или иного федерального закона, названное пособие подлежит взысканию судом в размере трехсот тысяч рублей в случае причинения военнослужащему увечья, повлекшего наступление инвалидности, или в размере ста тысяч рублей в случае причинения военнослужащему ранения, не повлекшего наступление инвалидности. На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Смирнов Н.Г., являясь военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобрел право на получение единовременного пособия до 1 января 2007 года и не реализовал его до указанной даты на основании Федерального закона «О борьбе с терроризмом» или иного федерального закона, а потому указанное единовременное пособие подлежит взысканию в пользу Смирнова Н.Г. в размере 100000 рублей в связи с причинением ему ранения, не повлекшего наступления инвалидности. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Не может быть приняты во внимание довод жалобы о том, что. МВД РФ не является надлежащим ответчиком. Как правильно указал районный суд, ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 данного Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 105 утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, указанных в ст. 20 Федерального закона «О противодействии терроризму». В соответствии с п. 2 Правил для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе (далее - федеральный орган исполнительной власти): а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье). Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия, указанного в пункте 2 настоящих Правил, или единовременного пособия, указанного в пункте 3 настоящих Правил. Единовременные пособия выплачивается за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. Как установлено судом Смирнов Н.Г. проходил службу во внутренних войсках МВД РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти. Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» МВД РФ в 2012 году по Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на выплаты единовременных пособий лицам, получившим ранения при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, не повлекшие наступление инвалидности, выделены денежные средства в размере 3000 тысяч рублей. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» МВД РФ в 2012 году по Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» выделены денежные средства на пособия, выплаты и компенсации членам семей военнослужащих, а также лицам, уволенным с военной службы без права на пенсию; на пособия, выплаты и компенсации лицам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, а также членам их семей. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий. Таким образом, МВД РФ, как федеральному органу исполнительной власти, участвующему в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, в 2012 году выделены денежные средства из федерального бюджета на данные цели. Учитывая изложенное, районный суд взыскал с МВД РФ за счет средств федерального бюджета вышеуказанное единовременное пособие в пользу истца. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 21 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации – без удовлетворения. ( Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи