33-3504/2012 от 28.06.2012г.



Судья Богомолов А.А. Дело № 33 – 3504/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,

при секретаре Низове И.В.,

с участием прокурора Савиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Золотенко А.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 01 марта 2012 года, по иску Золотенко А.В., Мустяц В.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову о признании незаконной и отмене аттестации, нарушенным преимущественное право на оставление на работе, признании незаконным и отмене приказа об увольнении со службы, восстановления на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, восстановлении срока на обжалование аттестации, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Золотенко А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову о признании незаконным и отмене аттестации от 23 июля 2011 года в части отказа в рекомендации Золотенко А.В. для прохождения службы в полиции, признании нарушенным преимущественное право на оставление на работе, признании незаконным и отмене пункта 21 приказа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области от 01 ноября 2011 года л/с в части увольнения <данные изъяты> Золотенко А.В., находившегося в распоряжении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, бывшего <данные изъяты> в составе Управления внутренних дел по г. Саратову (федеральный бюджет) по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов), восстановлении в органах внутренних дел и назначении в отдел полиции в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову на должность, равнозначную занимаемой ранее в отделе милиции в составе управления внутренних дел по г. Саратову – <данные изъяты> в звании <данные изъяты>, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований Мустяц В.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову о признании незаконным и отмене аттестации от 23 июля 2011 года в части отказа в рекомендации Мустяц В.В. для прохождения службы в полиции, признании нарушенным преимущественное право на оставление на работе, признании незаконным и отмене приказа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области от 29 ноября 2011 года л/с в части увольнения <данные изъяты> Мустяц В.В., находившегося в распоряжении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, бывшего <данные изъяты> отдела милиции в составе Управления внутренних дел по г. Саратову (федеральный бюджет) по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов), восстановлении в органах внутренних дел и назначении в отдел полиции в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову на должность, равнозначную занимаемой ранее в отделе милиции в составе Управления внутренних дел по г. Саратову – <данные изъяты> в звании <данные изъяты>, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Золотенко А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Вдовиной С.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Савиной С.В. полагавшей решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Истцы Золотенко А.В. и Мустяц В.В. обратились в суд с иском с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову о признании незаконной и отмене аттестации, нарушенным преимущественное право на оставление на работе, отмене приказа об увольнении со службы, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, восстановлении срока на обжалование аттестации.

В обосновании требований истцы указывали, что Золотенко А.В. состоял на службе в органах внутренних дел с декабря 1997 года, в должности <данные изъяты> отдела милиции в составе УВД по <адрес> с марта 2009 года, имел звание <данные изъяты>. Мустяц В.В. с апреля 2002 года состоял на службе в органах внутренних дел, с октября 2009 года в должности <данные изъяты> отдела милиции в составе УВД по г. Саратову.

В июле 2011 года ГУ МВД России по Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2011 года №251, Приказа МВД России от 22 марта 2011 года №135 была проведена аттестация сотрудников внутренних дел. По результатам аттестации Золотенко А.В. и Мустяц В.В. были не рекомендованы для прохождения службы в органах полиции, продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел, в том числе нижестоящей должности ответчик им не предлагал.

22 августа 2011 года Золотенко А.В., а 22 сентября 2011 года Мустяц В.В. были поставлены в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по основаниям пункта «е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по сокращению штатов.

10 сентября 2011 года истцы были зачислены в распоряжение ГУ МВД России по Саратовской области. 02 ноября 2011 года Золотенко А.В., а 29 ноября 2011 года Мустяц В.В. уволены со службы.

Истцы полагают, что увольнение произведено с нарушением требований Федерального закона «О полиции», Положения о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации, Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038, а выводы аттестационной комиссии и порядок ее проведения противоречат действующему законодательству, решение аттестационной комиссии до их сведения в установленном порядке не доводилось.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе истец Золотенко А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным установлением фактических обстоятельств дела. Автор жалобы просит вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Доводы жалобы аналогичны доводам иска.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", вступившим в законную силу с 01 марта 2011 года (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 N 247-ФЗ, действовавшей в период спорных правоотношений) (далее Закон РФ «О полиции»), и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. Федерального закона от 07 февраля 2011 N 4-ФЗ, действовавшей в период спорных правоотношений) (далее Положение) в части, не противоречащей Закону РФ «О полиции».

Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" (далее Указ Президента РФ N 1468) положил начало реформированию органов внутренних дел. Согласно преамбуле данного Указа органы внутренних дел Российской Федерации выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации.

Пунктом 5 Указа Президента РФ N 1468 на Министра внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность в 3-месячный срок пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности.

В развитие проводимой реформы органов внутренних дел ч. 3 ст. 54 Закона РФ «О полиции» предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 01 марта 2011 г. N 251 (в реакции от 12 мая 2011) "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрена обязанность Министерства внутренних дел РФ до 01 августа 2011 г. обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах.

В соответствии с п.2.2 приказа МВД России № 135 от 22 марта 2011 г. «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений:

рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних, дел Российской Федерации) на должности, на которую аттестуемый сотрудник претендует;

рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности;

не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе, нижестоящей должности.

Материалами дела установлено, что Золотенко А.В. с декабря 1997 года, Мустяц В.В. с апреля 2002 года проходили службу в органах внутренних дел на различных должностях. С марта 2009 года Золотенко А.В. состоял в должности <данные изъяты> отдела милиции в составе УВД по г. Саратову, Мустяц В.В. - в должности <данные изъяты> отдела милиции в составе УВД по <адрес>.

Приказами начальника ГУ МВД России по Саратовской области л/с от 01 ноября 2011 года Золотенко А.В. и л/с от 29 ноября 2011 года Мустяц В.В. были уволены из органов внутренних дел по пункту «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 - по сокращению штатов.

Согласно пункту «е» статьи 58 указанного Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел, на службе.

С 1 марта 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

В соответствии с п. 5 ст. 54 Закона РФ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

При анализе нормы п. 5 ст. 54 Закона РФ «О полиции» законодатель использует разделительный союз «или»: сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о наличии двух самостоятельных поводов увольнения сотрудников: не прошедших внеочередной аттестации; не прошедших внеочередной аттестации и отказавшихся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях.

Согласно п. «е» ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе. Из буквального толкования указанной нормы следует, что увольнение по данному основанию возможно при наличии двух условий: проведение сокращения штатов и невозможность использования сотрудника органов внутренних дел на службе.

О невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе свидетельствует решение аттестационной комиссии, которым истец не рекомендован для прохождения службы в органах полиции. При этом руководствуясь целями реформирования органов внутренних дел, согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 2009 N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", аттестационная комиссия не посчитала возможным предложить истцу продолжить службу и в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе на нижестоящей должности.

Статьей 17 Положения определено, что аттестация проводится в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел, предъявляемым требованиям.

Сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы.

Сотрудники органов внутренних дел аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по основаниям, указанным в пунктах "и", "к", "л" статьи 58 настоящего Положения.

Проведение внеочередной аттестации в отношении истца было инициировано Указом Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", а не указанными в ст. 17 Положения случаями. При проведении внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел оценивалась возможность прохождения ими службы в реформируемых органах внутренних дел, а не соответствие их занимаемым должностям, как при аттестации.

Приказом МВД России от 03 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» утверждена новая типовая структура территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Приказом ГУ МВД России по Саратовской области от 14 июня 2011 года №617 утверждено штатное расписание Управления МВД России по г. Саратову.

Необходимым условием для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел является прохождение сотрудником внеочередной аттестации, а для замещения отдельных должностей это наличие соответствующих выводов аттестационной комиссии дающих право на назначение.

Основанием для издания приказа л/с от 01 ноября 2011 года об увольнении Золотенко А.В. и приказа л/с от 29 ноября 2011 года об увольнении Мустяц В.В по пункту «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, послужили решения аттестационной комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 23 июля 2011 года в отношении истцов.

На заседании аттестационной комиссии ГУ МВД России по Саратовской области 23 июля 2011 года было решено не рекомендовать для прохождения службы в органах внутренних дел <данные изъяты> Золотенко А.В. и <данные изъяты> Мустяц В.В.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что истцы не рекомендованные к службе в полиции, подлежали безусловному увольнению из органов внутренних дел, поскольку ранее занимаемые ими должности были сокращены, представления к увольнению объявлены Золотенко А.В. 31 октября 2011 года, а Мустяц В.В. 28 ноября 2011 г., им был разъяснены порядок увольнения, льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения, что подтверждается листами беседы.

До увольнения в соответствии со статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Золотенко А.В. 22 августа 2011 года, а Мустяц В.В. 22 сентября 2011 года уведомлялись о предстоящем увольнении из органов внутренних дел на основании пункта «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ с направлением для прохождения военно- врачебной комиссии. Приказ об увольнении Золотенко А.В. из органов внутренних дел издан 01 ноября 2011 года, уволен он из органов внутренних дел с 02 ноября 2011 года, то есть после истечения двухмесячного срока после вручения уведомления о предстоящем увольнении. Уведомление об увольнении вручено Мустяц В.В. 22 сентября 2011 года, приказ об увольнении издан 29 ноября 2011 года, уволен он из органов внутренних дел с 29 ноября 2011 года, то есть также после истечения двухмесячного срока после вручения ему уведомления о предстоящем увольнении.

Довод жалобы Золотенко А.В. о несоблюдении процедуры увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, необоснован, поскольку нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникающие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в связи с сокращением должности Золотенко А.В. и не прохождением им аттестации, у ответчика имелись основания для его увольнения из органов внутренних дел по п. «е» ст. 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1.

Так как увольнение Золотенко А.В. судом было признано законным, суд обоснованно отказал ему в удовлетворении требований о восстановлении в должности соответствующей ранее занимаемой, выплате среднемесячного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отмене приказа об увольнении.

Отказывая Золотенко А.В. в признании незаконным решения аттестационной комиссии в части отказа в рекомендации для прохождения службы в полиции и отмене его, суд обоснованно исходил из того, что истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок на обжалование.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Золотенко А.В. требования об оспаривании аттестации от 23 июля 2011 года должен был предъявить в суд в срок до 23 октября 2011 года. Фактически требования были заявлены 25 января 2012 года. Доказательств уважительности причин пропуска срока Золотенко А.В. не представлено. О результате аттестации он узнал в день ее проведения, что подтверждается протоколом заседания аттестационной комиссии, заключениями аттестационной комиссии, его объяснением, а также показаниями опрошенной судом свидетеля К.Т.В.

Доводы жалобы о несоблюдении при высвобождении истца ответчиком положений ст. 179 ТК РФ несостоятельны, так как преимущественное право на оставление на работе (на прежней должности) при сокращении численности или штата работников определяется в случаях, когда происходит выбор среди работников, занимающих одинаковые должности.

В данном случае должности сотрудников милиции, в том числе должность, которую занимал истец, сокращены в полном объеме, при этом законодательством не предусмотрена обязанность работодателя соблюдать преимущественное право среди высвобождаемых работников на предложение им вакантных должностей.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого решения повлиять не могут, все они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 01 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Золотенко А.В. без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: