Судья Дюжаков И.О. Дело № 33 – 3852/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 июля 2012 года город Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Захарова В.Н., судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А., при секретаре Низове И.В., с участием прокурора Савиной С.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Степанова А.П., Рыховского П.П. в лице представителя Журавлева А.С. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03 мая 2012 года, по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Рыховского П.П., Степанова А.П. к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии, которым постановлено: «в удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова в защиту интересов Рыховского П.П., Степанова А.П. к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии, с учетом повышения должностного оклада по воинской, штатной должности на коэффициент «2», полностью отказать». Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя Рыховского П.П. и Степанова А.П. – Журавлева А.С., поддержавшего апелляционные жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей оставить жалобы без удовлетворения, судебная коллегия установила: прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с исками в интересах Рыховского П.П., Степанова А.П. к военному комиссариату Саратовской области об обязании осуществить перерасчет и выплачивать истцам с 01 января 2012 г. пожизненно пенсию с учетом повышения должностного оклада на коэффициент «2» в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЭ от 07 ноября 2000 года «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» установленного решением суда, взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01 января 2012 г. по 29 февраля 2012 г. в пользу Рыховского П.П. в размере 15944,04 рублей, Степанова А.П. в размере 21205,80 рублей. В обоснование требований прокурор указывает, что решениями Саратовского областного суда за каждым из истцов признано право на исчисление размера пенсии с учетом повышения должностного оклада в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 136-Ф3 от 07 ноября 2000 года «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». На момент вынесения решений коэффициенты были определены Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием». При начислении пенсии всем истцам устанавливался коэффициент 2. С 01 января 2012 года ответчик изменил коэффициент с 2 на 1,5, что привело к необоснованному занижению размера пенсии. Полагает, что данные действия противоречат действующему законодательству, нарушают положения статей 13 и 61 ГПК РФ в части обязательности без исключения для всех судебных постановлений. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В апелляционных жалобах Степанов А.П. и Рыховский П.П. в лице представителя Журавлева А.С. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылаются на те же обстоятельства, на которых основаны требования в суде первой инстанции. Считают, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Указывают, что право на пенсию, с учетом повышенного должностного оклада по первой и второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициентов, соответственно «2», «1,5», установлено судебными постановлениями, вступившими в законную силу. Районным судом не учтено, что постановление Правительства от 31 января 2012 года № 60 опубликовано только 19 марта 2012 года, а значит и вступило в силу после его официального опубликования. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что при отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обосновано исходил из следующего. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ N 4468-1)пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии, в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов. В соответствии с пунктом «б» статьи 49 указанного Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Исходя из требований указанных нормативных правовых актов, при исчислении пенсии военным пенсионерам следует учитывать размер денежного довольствия, включающий в себя перечисленные выше выплаты. В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 г. (в редакции федеральных законов от 25 июля 2002 г № 116-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; работы по ликвидации объектов по производству химического оружия. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанншх работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия. Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2001 г. № 484-р. Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению. В приложении к указанному постановлению Правительства РФ предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5». Положениями ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 г. предусмотрено, что установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 386-25 от 06 июня 2002 г. «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии», основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда и дата вступления в должность. В п. 3 данного постановления указано, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны РФ и Министра промышленности и торговли РФ. Этим же постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации. Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что право на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием, и как следствие перерасчет ранее назначенной пенсии, наступает при установлении факта выполнения военнослужащим работ по первой либо второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утвержденному Правительством Российской Федерации; включения войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Правительством РФ. Право на перерасчет пенсии возникает с момента включения войсковой части и должности, в которой военный пенсионер до увольнения проходил службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25 от 06 июня 2002 г. Судом установлено, что истцы являются бывшими военнослужащими, получателями пенсии по линии Министерства обороны. Решениями Саратовского областного суда (по иску Рыховского П.П. – от 24 июня 2009 года; по иску Степанова А.П. – от 26 июня 2009 года) военный комиссариат Саратовской области обязан выплачивать Рыховскому П.П. и Степанову А.П. пенсию с учетом размера тарифных ставок, должностных окладов по первой группе работы с химическим оружием с применением коэффициента 2 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона №136-Ф3 от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». На момент вынесения решений действовало постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием». В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со Списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно Приложению. В Приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5». В указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР». Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 60 постановлено в приложении к постановлению Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» абзацы первый - третий изложить в следующей редакции: «Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)». Таким образом, указанным постановлением Правительства РФ №60 изменен коэффициент повышения окладов по воинской, штатной должности, по первой группе работ с химическим оружием с 01 января 2012 г. с «2» на «1,5». Изложенное выше позволяет сделать вывод о правомерности действий ответчика по перерасчету размера пенсии истцам путем уменьшения коэффициента, на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных к первой группе работ с химическим оружием с «2» до «1,5». Доводы представителя истцов о том, что данные действия ответчика свидетельствуют о неисполнении решений Саратовского областного суда, которыми установлено право истцов на повышение должностного оклада с применением коэффициента «2», правомерно признаны районным судом несостоятельными, исходя из следующего. Согласно решениям Саратовского областного суда за истцами лишь признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ, поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Указание в решениях Саратовского областного суда на применение коэффициента «2» к правоотношениям с участием истцов, было основано на положениях постановления Правительства РФ № 187 от 29 марта 2002 г., действовавшего на момент вынесения судебных постановлений, которое не содержит указаний на то, что данный коэффициент «2» применяется при исчислении пенсии истцов пожизненно и изменению не подлежит. Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований, и правильно посчитал, что пенсионные права истцов не нарушены. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Доводы апелляционных жалоб сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истцы в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Степанова А.П., Рыховского П.П. – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: