Судья Даниленко А.А. Дело № 33-4142 25 июля 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Елкановой И.А., судей Ефимовой И.В., Петровой Н.А., при секретаре Каланиной Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Беловой Л.И. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, по апелляционным жалобам представителей администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Волжского районного суда г. Саратова от 17 мая 2012 года, которым исковые требования удовлетворены. Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора Медведевой З.А., объяснения Теплякова С.Н., возражавших относительно удовлетворения апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия установила: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Беловой Л.И. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения. Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Белова Л.И. и члены ее семьи проживают в комнате №, <адрес> по проспекту Строителей <адрес>. Белова Л.И. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. На основании решения Саратовского горисполкома № от <дата>, распоряжения исполнительного комитета Саратовского областного совета народных депутатов №-р от <дата> жилой дом, в котором расположена квартира, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. До настоящего времени вопрос об отселении жителей дома и о предоставлении им квартир ответчиком не решен. Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Беловой Л.И. и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Саратова. Решением суда от 17.05.2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. На решение суда представителями администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по управлению имуществом города Саратова поданы апелляционные жалобы, в которых содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению авторов жалоб, решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Автор жалобы полагает, что ссылка истца на распоряжение Саратовского областного совета народных депутатов от <дата> №-р о признании дома непригодным для проживания, несостоятельна. <адрес> по проспекту Строителей г. Саратова находился на балансе <данные изъяты>», а в 1999 году передан на баланс <адрес>». Указанные организации должны были определить техническое состояние дома, по результатам обследования подготовить предложения по осуществлению мероприятий, необходимых для последующей эксплуатации дома. Судом первой инстанции при принятии решения не учтено, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания урегулирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №47. Уполномоченным органом по признанию жилых помещений непригодными для постоянного проживания является межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления. К компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение о сносе дома органами местного самоуправления в установленном порядке не принималось, поэтому у администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» и у администрации муниципального образования «город Саратов» отсутствовали основания для предоставления жилого помещения по нормам статьи 86 ЖК РФ. Кроме того, для возложения на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по предоставлению истцу жилья необходимо наличие нуждаемости гражданина в жилье и признание гражданина малоимущим, однако в деле таковые доказательства отсутствуют. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Как следует из Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005г. № 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления поселения является администрация муниципального образования «Город Саратов», которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова). Как видно из материалов дела, Белова Л.И. является нанимателем жилого помещения в виде комнаты № в коммунальной <адрес>, общей площадью 46,3 кв. метров, жилой площадью 31 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение предоставлено истцу и членам семьи по договору социального найма № от <дата>. Жилое помещение относится к объектам собственности муниципального образования «Город Саратов», договор социального найма от имени наймодателя заключен администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов». Согласно справке о составе семьи, выданной <данные изъяты> <дата>, Белова Л.И. по данному адресу зарегистрирована и проживает с <дата>, совместно с нанимателем проживают и зарегистрированы члены семьи: сын - ФИО9 (с <дата>) и муж - ФИО10 (с <дата>). Стороной истца представлено распоряжение Саратовского областного совета народных депутатов №988-р от 25.10.1983 года о переселении жителей из аварийных жилых домов серии К-7-3-4, вынесенное во исполнение поручения Совета Министров РСФСР от 11.08.1983 года №11697-11, из которого следует, что областному отделу по делам строительства и архитектуры, управлению жилищно-коммунального хозяйства облисполкома и Саратовскому горисполкому предписано принять участие в работе комиссии Госстроя РСФСР и Минжилкомхоза РСФСР по определению технического состояния 25 жилых домов серии К-7-3-4, принадлежащих предприятиям и организациям министерств и ведомств, по результатам обследования подготовить необходимые предложения, включая осуществление мероприятий с целью обеспечения возможности их последующей эксплуатации. Решением исполкома городского Совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983 года на министерства и ведомства, на органы городского отдела по учету и распределению жилой площади была возложена обязанность установить порядок переселения граждан из указанных домов, начиная с января 1984 года. В 1993 году распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова №-р утвержден акт межведомственной комиссии, составленный по результатам обследования жилого <адрес>. Постановлением администрации города Саратова от 16.02.1994 года № 114 в целях расселения жилых домов серии инженера Лагутенко в связи с ухудшением технического состояния домов предприятиям и организациям предписано принять срочные меры по текущему ремонту домов и предоставить предложения по строительству домов для отселения до 1 апреля 1994 года. 30.12.2008 года состоялось заседание межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной на основании постановления главы администрации «Город Саратов» №212«а» от 08.08.2006 года. Комиссией принято решение о признании непригодными для проживания помещений, расположенных в многоквартирном <адрес> <адрес>, а сам дом признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации). Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (статья 89 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьями 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 Жилищного кодекса РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, - к данному спору применимы нормы, содержащиеся в ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Ранее действовавшее законодательство – Жилищный кодекс РСФСР – предусматривало, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. В силу ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания; в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР. Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Если наниматель занимал отдельную комнату, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат (ст. 96 Жилищного кодекса РСФСР). Судебная коллегия критически относится к доводу жалобы о том, что <адрес> находился на балансе другой организации, которая должна была осуществлять мероприятия по обеспечению последующей эксплуатации дома, и у ответчика не возникло обязанности по предоставлению жилья. Как следует из материалов дела, каких-либо мероприятий по отселению граждан из аварийного жилья во исполнение распоряжений и постановлений, изданных органами власти в 1980-1990-х годах, не было осуществлено. Жилой дом передан в муниципальную собственность, с истцом заключен договор социального найма, следовательно, обязанность по предоставлению истцу и членам ее семьи жилого помещения вместо ранее занимаемого возникла у органа местного самоуправления в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Судебная коллегия критически относится к доводам жалоб о том, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку истец не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не признан малоимущим. Предоставление жилого помещения после признания его непригодным для проживания носит компенсационный характер, сведения о том, что истец и члены ее семьи обеспечены другим жильем, отсутствуют, и стороной ответчика суду не представлялись. Иные доводы, изложенные в жалобах, не опровергают выводы суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Председательствующий Судьи