Судья Вавилов И.Г. Дело № 33 – 4112/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 июля 2012 года город Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Захарова В.Н., судей Мележик Л.А. и Песковой Ж.А., с участием прокурора Савиной С.В., при секретаре Хохловой И.С. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2012 года, которым постановлено: «Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления: Администрации и Муниципального Собрания Александрово-Гайского района Саратовской области при реализации их полномочий по организации дошкольного образования на территории муниципального района, следствием чего стало нарушение конституционного права неопределенного числа лиц на общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Александрово-Гайского района, учтенных органами образования Администрации Александрово-Гайского района, в качестве нуждающихся в дошкольном образовании, по состоянию на 06.04.2012 г. Возложить на органы местного самоуправления: Администрацию и Муниципальное Собрание Александрово-Гайского района Саратовской области солидарную обязанность по устранению допущенного нарушения конституционного права на получение дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях района и организовать предоставление дошкольного образования неопределенному числу лиц, имеющих право на получение дошкольного образования на территории Александрово-Гайского района, учтенных органами образования Администрации Александрово-Гайского района, в качестве нуждающихся в дошкольном образовании, по состоянию на 06.04.2012 г. В суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.». Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей, что для отмены состоявшегося по делу решения нет правовых оснований, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия установила: Прокурор Александрово-Гайского района Саратовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Александрово-Гайского муниципального района и Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района, выражающегося в неорганизации дошкольного образования в Александрово-Гайском муниципальном районе для детей, состоящих в очереди на получение дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях на территории Александрово-Гайского района Саратовской области по состоянию на 06.04.2012 г., понуждении к обеспечению детей, стоящих в очереди по состоянию на 06.04.2012 г., местами в дошкольных образовательных учреждениях в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований заявитель указал, что на территории Александрово-Гайского муниципального района имеется 12 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, количество детей, посещающих эти учреждения, превышает установленное проектом и лицензией количество мест, кроме того, имеется очередь из 165 детей на места в детских дошкольных учреждениях. Обязанность по обеспечению населения детскими дошкольными образовательными учреждениями лежит на Администрации муниципального образования. Поскольку Администрация Александрово-Гайского муниципального района не обеспечила местами всех нуждающихся детей в детских дошкольных образовательных учреждениях, прокурор обратился с соответствующим заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц. Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение. Администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование поданной жалобы указывается, что суд необоснованно принял к производству и возбудил гражданское дело по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество детей, нуждающихся в детских дошкольных образовательных учреждениях, ограничено и дети могут быть перечислены поименно, в то время как списка детей в деле нет и заявления от их родителей также в материалах не имеются. Апеллятор не соглашается с констатацией его бездействия, поскольку в районе в соответствии с действующим законодательством организовано 12 бюджетных дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, ссылается на отсутствие денежных средств в местном бюджете на реализацию соответствующих требований. В заседание судебной коллегии представитель Администрации Александрово-Гайского муниципального района не явился, в письменном ходатайстве, поступившем в апелляционную инстанцию, ответчик просит рассмотреть его жалобу без участия в процессе представителя, доводы жалобы поддерживаются. От прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым он просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, сославшись на то, что точный круг детей, нуждающихся в доступе к дошкольным учреждениям, установить невозможно, что позволяет утверждать, что данный иск был предъявлен в интересах неопределённого круга лиц. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. Судебная коллегия соглашается с доводами и аргументами суда первой инстанции, изложенными в постановленном судебном решении (л.д. 150-151) о том, что прокурор по данному делу предъявил иск в защиту интересов неопределённого круга лиц. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Материалами дела установлено, что на территории Александрово-Гайского района расположено 12 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения, рассчитанных на 718 мест для детей дошкольного возраста, фактически сады посещает 763 ребенка. Кроме того, по состоянию на 1 апреля 2012 года имеется очередь на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях из 165 детей. В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичная по своему содержанию правовая норма содержится в п. 11 ч. 1 ст. 5 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, принятого решением районного Совета объединенного муниципального образования Александрово-Гайского района от 23.06.2005 г. № 513. Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Александрово-Гайского района относиться к компетенции Администрации и Муниципального Собрания, которые являются представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления района, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области (ст. ст. 22, 32 Устава). Предпринимаемые Администрацией и Муниципальным Собранием Александрово-Гайского района меры по расширению сети детских дошкольных бюджетных образовательных учреждений с учетом существующей очередности в такие учреждения, а также переполненности ряда дошкольных учреждений являются недостаточными, что свидетельствует о неисполнении в надлежащем объёме обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования. Коллегия соглашается с доводом суда первой инстанции о том, что ответчики в силу их компетенции могли и должны были прогнозировать рост потребности населения района в дошкольных учреждениях и своевременно принимать адекватные этой потребности меры к увеличению числа дошкольных учреждений либо увеличению вместимости существующих образовательных учреждений. В этой связи указанный вывод суда и возложение судебным решение обязанности на Администрацию и Муниципальное Собрание обеспечить на территории Александрово-Гайского района предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях, является обоснованным. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся, среди прочих, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию правовая норма содержится в ч. 1 ст. 8 Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 33-ЗСО "Об образовании". С учетом вышеизложенного и положений Бюджетного кодекса РФ обязанность по финансированию вопросов, связанных с организацией предоставления дошкольного образования на территории муниципального района, возложена на органы местного самоуправления указанного района, который не лишён возможности своевременно обратиться за субвенцией к органу государственной власти субъекта. Коллегия соглашается с обоснованным доводом суда первой инстанции о том, что направление органом местного самоуправления в адрес органов власти Саратовской области в 2011 г. нескольких писем по поводу недостаточности муниципальных бюджетных средств для решения указанной проблемы не может расцениваться в качестве достаточной и действенной меры по разрешению указанной проблемы, которая имела место в 2009 г., в 2010 г. и продолжает существовать в настоящее время, т.е. на протяжении последних четырёх лет. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного решения. При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно применённым судом законом и с учётом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения. Определение суда вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: