33-4219/2012 от 26.07.2012



Судья Аршинова Е.В. Дело № 33 – 4219/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Песковой Ж.А., Мележик Л.М.,

при секретаре Низове И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления миграционной службы по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 15 мая 2012 года, которым постановлено:

«Признать незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области (протокол от 25.10.2011 г. № 38) об отказе Пилипенко О.А. в выплате единовременного пособия на обустройство.

Признать за Пилипенко О.А. право на получение единовременного пособия на обустройство.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области произвести выплату Пилипенко О.А. единовременного пособия на обустройство в размере 40000 руб.».

Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения представителя ответчика - Гараниной С.А., действующей на основании доверенности от 17.08.2011 года, выданной на срок один год, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца и его представителя - Мешковой А.В., действующей на основании ордера № 420 от 26.07.2012 года, возражавших против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Пилипенко О.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению федеральной миграционной службе по Саратовской области (далее УФМС) о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей УФМС от 25.10.2011 г. и признании права на компенсационные выплаты в размере 40000 руб. В обоснование своих требований истец указала, что, <данные изъяты>, проживает на территории РФ на основании разрешения на временное проживание и в силу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006г. N637, имеет право на получение единовременного пособия на обустройство в размере 40000 руб. На основании поданной истцом анкеты 25.01.2011 г. ей было выдано свидетельство участника упомянутой государственной программы СС № 00009423. Однако согласно выписке из протокола заседания комиссии ответчика № 38 от 25.10.2011 г. истцу было отказано в выплате единовременного пособия без указания оснований. Не согласившись с таким решением, истец обратилась в суд с соответствующими требованиями.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

УФМС не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование поданной жалобы ответчик указал, что государственная программа распространяется на участников программы, которые находятся в процессе переселения из иностранного государства на постоянное место жительства в РФ, в то время как Пилипенко О.А. уже переселилась в Россию в 2008 году.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ).

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ).

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Государственная программа).

Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.

Материалами дела установлено, что Пилипенко О.А. является <данные изъяты>, имеет временное разрешение на временное проживание в Российской Федерации, <данные изъяты>.

24 ноября 2010 года Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области принято решение о целесообразности участия Пилипенко О.А. в Государственной программе по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, и согласовании возможности её добровольного переселения на территорию г. Саратов. 25 января 2011 года УФМС Пилипенко О.А. было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом СС № 00009423. 03 марта 2011 года Пилипенко О.А. обратилась в УФМС с заявлением о выплате ей и членам ее семьи единовременного пособия на обустройство.

Решением УФМС России, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей № 38 от 25 октября 2011 года Пилипенко О.А. в выплате единовременного пособия на обустройство было отказано.

Данный отказ мотивирован тем, что Пилипенко О.А. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года № 60 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637» относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, тогда как согласно указанной Государственной программе правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») обладает участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.

Так, согласно абзацам 9, 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12.01.201 № 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.

Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 7.

Организация работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 04 июля 2007 года № 145.

Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции.

Таким образом, из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абзаца 3 раздела IV Государственной программы, следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет.

Поэтому несостоятельным является довод апелляционной жалобы УФМС о том, что указанная выплата зависит от того, находится ли соотечественник в процессе переселения или уже находится на законном основании на территории Российской Федерации.

Наличие в Государственной программе раздела VI «Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию», вопреки доводам жалобы, свидетельствует лишь о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно применённым судом законом и с учётом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 15 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления миграционной службы по Саратовской области – без удовлетворения.

Определение суда вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: