№ 33-4304/2012 от 07.08.2012 г.



Судья Арсланова Г.Д. Дело № 33-4304

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 августа 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Грибалевой М.Н.,

судей Кучминой А.А., Паршиной С.В.,

при секретаре Мамедовой З.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Матвеева В.В., Матвеевой И.А. к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности включить в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 года по апелляционной жалобе администрации Марксовского муниципального района Саратовской области на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 31 мая 2012 года, которым исковые требования Матвеева В.В., Матвеевой И.А. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения представителя ответчика по доверенности Банновой Т.М., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила

Матвеев В.В., Матвеева И.А. обратились в суд с иском к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Марксовского МР) о возложении обязанности по включению их в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признании незаконным отказа администрации Марксовского МР о включении семьи Матвеевых в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование заявленных требований указывают, что 10 февраля 2010 г. семья Матвеевых была признана нуждающейся в жилом помещении. На основании постановления администрации Марксовского МР от 15 июня 2010 г. № 1591 семья Матвеевых признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Рассчитывая на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, истцы 19 января 2011 г. по договору купли-продажи приобрели квартиру площадью 58,9 кв. м, расположенную по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, д. 15, кв. 105. Истцы считают отказ незаконным, поскольку указанный в постановлении Правительства РФ от 14 июля 2011 г. № 575 срок «до 01 января 2011 года» ухудшает их положение.

Решением суда от 31 мая 2012 г. исковые требования Матвеева В.В., Матвеевой И.А. удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, администрация Марксовского МР подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда является незаконным и необоснованным. Автор жалобы полагает, что социальная выплата не может использоваться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным после 01 января 2011 года. Кроме того, полагает, что вывод суда о том, что отказ в постановке семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, лишает права семьи Матвеевых на получение возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита), предусмотренном Законом Саратовской области от 05 марта 2003 г. № 14-ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании» необоснован.

В судебное заседание истцы Матвеев В.В., Матвеева И.А. не явились, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещен в установленном законом порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05 февраля 2010 г. постановлением администрации Марксовского МР № 01-16/19 семья Матвеевых была признана нуждающейся в жилом помещении.

15 июня 2010 г. семья Матвеевых признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.

25 августа 2011 г. Матвеев В.В. обратился в администрацию Марксовского МР с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В августе 2011 года Матвееву В.В. администрацией Марксовского МР было отказано во включении в состав участников подпрограммы, поскольку ипотечный кредит семьей Матвеевых В.В. получен после 01 января 2011 г.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 года № 638 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование», в том числе и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, семья Матвеевых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке и включена в список участников муниципальной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», действовавшей в период до 31 декабря 2010 года в рамках действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» при администрации Марксовского МР Саратовской области, однако, свое право на получение социальной выплаты до 31 декабря 2010 года Матвеевы не реализовали.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», начало действия программы с 08 февраля 2011 года.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы установлен порядок предоставления социальных выплат и механизм использования таких выплат, согласно которым социальные выплаты могут использоваться для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.

Право использовать социальную выплату на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам и займам, в отличие от ранее действующей программы не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575 в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы внесены изменения в приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и пункт 2 дополнен подпунктом «е», согласно которому предусмотрено право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01 января 2011 года. Начало действия пункта, с момента вступления в силу изменений с 26 июля 2011 года.

В соответствии с пунктом 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора, заключенного до 31 декабря 2010 года включительно.

На основании п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 июля 2011 N 575), в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В августе 2011 года истцы получили отказ администрации Марксовского МР о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Отказ мотивирован тем, что дата заключенного истцами кредитного договора 19 января 2011 г. не соответствует условиям пункта 2 подпункта «е» вышеуказанных правил, то есть дата получения кредита после 01 января 2011 г.

В рамках реализации приоритетного направления национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», которое предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома принято Постановление Правительства Саратовской области № 600-П от 01 декабря. 2010 г., которым утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011-2015 годы, вступившее в законную силу 01 декабря 2010 г. и опубликованное в «Собрании законодательства Саратовской области» за № 35 от 04 декабря 2010 г.

В рамках указанной программы заложена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей на 2011-2015 годы по Саратовской области» в редакции, действовавшей на момент заключения истцами кредитного договора, и предусматривающей право участника подпрограммы использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам.

Положения указанной программы были разработаны, согласно положениям ранее действовавшей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и действовали до 14 апреля 2011 г.

Кроме того, областная целевая программа на 2011- 2015 годы предусматривает, что молодые семьи вправе одновременно с участием в подпрограмме, в случаях установленных Законом Саратовской области №14-ЗСО от 05 марта 2003 г. «Об ипотечном жилищном кредитовании», получать социальные выплаты за счет средств областного бюджета для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений.

Постановлением администрации Марксовского МР Саратовской области от 08 ноября 2011 г. № 3076 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы», в соответствии с распоряжением администрации муниципального района от 01 ноября 2010 г. № 473-р, положения которой были разработаны на основании положений федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы», по состоянию на 08 ноября 2010 г. направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», цель которого предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьями, а механизм реализации программы предоставляет право участникам использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора.

Приложением к программе «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2012 годы» является список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение социальной выплаты в 2011 году по Марксовскому муниципальному району Саратовской области, где под № 8 значится семья истцов.

Изменения в долгосрочную областную целевую программу «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 годы» о признании части пятой утратившей силу, предусматривавшей право использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам внесены Постановлением Правительства Саратовской области от 14. апреля 2011 г. № 199-П.

Изменения в муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы» о признании, утратившем силу положения, предусматривающего право использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам, внесены 22 сентября 2011 г.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 19 января 2011 г. истцами в ОАО «Сбербанк России» получен кредит в сумме 1300000 руб. на приобретение объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> на срок до 19 января 2033 г. под 10,6% годовых.

Таким образом, Матвеевы заключили кредитный договор в период действия муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011-2015 годы, в редакции от 01 декабря 2010 г. (вступившей в законную силу с момента ее подписания 01.12.2010 года), положения которой не противоречили положениям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, действовавшей до 31 декабря 2010 г.

Согласно паспорту муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского МР Саратовской области на 2011-2015 годы» ее положения не противоречили положениям долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011-2015 годы, а сама программа предусматривает цель государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Источниками финансирования муниципальной программы являются субсидии из федерального бюджета, из областного бюджета, местного бюджета.

Статьей 26.2 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее - Закона) предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Положениями статьи 26.3 вышеуказанного Закона установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно которым полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Статья 26.3.1. Закона определяет участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Статья 26.14 Закона предусматривает, что в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения.

Положения паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предусматривают перечень организационных мероприятий подпрограммы на региональном уровне, в том числе сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту РФ, а так же определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета субъекта РФ на реализацию мероприятий подпрограммы.

В свою очередь организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

В статье 40 Конституции РФ с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966г., статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) закреплено право каждого на жилище.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 года № 20–П, Определение от 15.02.2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий своим гражданам.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Истцы обратились с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы 06 июня 2010 года, выразив желание участвовать в указанной подпрограмме. Признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и были поставлены на учет для участия в указанной подпрограмме.

Таким образом, истцы выразили волю на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы еще до внесения изменений в приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правильным, основанным на действующем законодательстве вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Матвеевых.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Марксовского городского суда Саратовской области от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Марксовского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи