Судья: Дубовицкий В.В. Дело № 33-4214/2012 2 августа 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В., судей Бартенева Ю.И. и Поляниной О.А., при секретаре Платицыной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 мая 2012 года, которым постановлено: «Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявлений от 07.12.2010г. № 57563, 57573, 57585, 57599 о приобретении права аренды сроком на 49 лет с дальнейшим заключением договора на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости с дальнейшим заключением договора на земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером: *по адресу: г.**. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу рассмотреть заявления № 57563, 57573, 57585, 57599 от 07.12.2010 года», заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., изучив материалы дела, Фадеев О.В., Павлов А.С., Исаев С.Р., Селиванов В.М. (далее заявители) обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения по их заявлениям о предоставлении права аренды земельного участка. В обоснование заявления указали, что 07.12.2010 г. они обратились в Администрацию и комитет по землепользованию и градостроительству Администрации с заявлениями № 57563, 57573, 57585, 57599 о приобретении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, площадью * кв.м. с кадастровым номером: *по адресу: г.*, на котором расположены объекты недвижимости, с дальнейшим заключением договора аренды для размещения объектов торговли, общественного питания, и бытового обслуживания, фактическое использование: отдельно стоящие объекты торговли без ограничения общей площади, многофункциональный торговый комплекс, универмаги. Однако на момент обращения заявителей в суд соответствующее решение Администрацией по их заявлениям не принято. Считали, что указанное бездействие Администрации нарушает их право на получение указанного земельного участка в аренду в установленные законом сроки. Просили признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок указанных заявлений, обязать Администрацию в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения по данному делу рассмотреть заявления от 07.12.2010 г. № 57563, 57573, 57585, 57599. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что Администрацией не создано препятствий для осуществления прав заявителей на получение в аренду земельного участка, их заявления приняты Администрацией и направлены на согласование в структурные подразделения, где они и находились на момент вынесения решения, в связи с чем у Администрации отсутствовала возможность принять по нему решение. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5). В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6). Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду входит в полномочия органов местного самоуправления. Из материалов дела следует, что 07.12.2010 г. в Администрацию и комитет по землепользованию и градостроительству Администрации заявители подали заявления № 57563, 57573, 57585, 57599 о приобретении права на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости (л.д. 8-11). Заявления содержат просьбу предоставить в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ право аренды сроком на 49 лет с дальнейшим заключением договора на земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером: *по адресу: г. * для размещения объектов торговли, общественного питания, и бытового обслуживания, фактическое использование: отдельно стоящие объекты торговли без ограничения общей площади, многофункциональный торговый комплекс, универмаги. На земельном участке, испрашиваемом в аренду, располагаются строения, находящиеся в общей долевой собственности заявителей Фадеева О.В., Исаева С.Р., Павлова А.С., Селиванова В.М. При таких обстоятельствах с учетом приведенных норм права разрешение указанных заявлений входит в компетенцию Администрации как органа местного самоуправления. Судом установлено, не оспаривалось при рассмотрении дела в суде первой инстанции, что заявления Фадеева О.В., Исаева С.Р., Павлова А.С., Селиванова В.М. о приобретении права аренды на земельный участок приняты к рассмотрению Администрацией (л.д. 8-13). Однако в нарушение требований п. 6 ст. 36 ЗК РФ Администрацией решение по указанным заявлениям в установленный законом срок не принято, что дает основания судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконном бездействии Администрации, выразившемся в нерассмотрении заявлений Фадеева О.В., Исаева С.Р., Павлова А.С., Селиванова В.М. в установленный законом срок, приведшем к нарушению их права на разрешение их заявлений о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с действующим законодательством. При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи