33-4563/2012 от 21.08.2012 г.



Судья Ульянкин Д.В. дело № 33-4563

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Кириной Л.А.,

судей Саяпиной Е.Г., Пантелеева В.М.,

при секретаре Гараниной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шляндиной М.П. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

по апелляционной жалобе Шляндиной М.П. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 18 мая 2012 года, которым Шляндиной М.П. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Кириной Л.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Шляндина М.П. обратилась с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указала, что она является участником Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны и на основании Указа президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и ФЗ «О ветеранах» она имеет право на обеспечение жилым помещением за счет государства.

В августе 2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставив все необходимые документы. Однако в постановке на учет ей было отказано в связи с не предоставлением полного пакета документов, обеспеченностью жилым помещением свыше учетной нормы. Кроме того, ответчик сослался на то, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав находящееся у нее в собственности жилье в другом районе области. Истец указывает, что она действительно зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ее внучке – Б.Л.В., однако членом ее семьи она не является. Своего жилья истец не имеет, совместного хозяйства со своей внучкой не ведет, ее проживание в квартире носит временный характер. Намеренного ухудшения своих жилищных условий истец не допускала, поскольку переезд истца в г. Саратов к внучке вызван пожилым возрастом и плохим состоянием здоровья. После переезда в г. Саратов Шляндина М.П. стала проходить лечение в местных медицинских учреждениях. Истец считает, что нуждается в улучшении жилищных условий.

Решением Кировского районного суда г. Саратова от 18 мая 2012 года Шляндиной М.П. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Шляндина М.П. указывает, что ответчиком необоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, причины отказа - непредоставление полного пакета документов, обеспеченность жилым помещением свыше учетной норма, намеренное ухудшение своих жилищных условий, не основаны на законе. При рассмотрении дела судом на ответчике лежала обязанность доказать законность принятого им решения как того требует глава 23 ГПК РФ. Между тем, в решении суда отсутствуют ссылки на какие-либо доказательства, представленные ответчиком и подтверждающие законность принятого им решения. Выводы суда о том, что она обеспечена жилым помещением в качестве члена семьи внучки, основаны на неправильном толковании закона и противоречат обстоятельствам дела. Указывает, что она не является членом семьи внучки, а может быть признана таковой, если была бы вселена в качестве члена ее семьи и проживала с ней совместно. Между тем, таких доказательств в материалах дела не имеется. Утверждает, что как член семьи внучки для совместного проживания не вселялась. Они с Б.Л.В. одной семьей не проживают, совместное хозяйство не ведут, общего бюджета не имеют, она проживает на свою пенсию, а внучка осуществляет за ней уход и помогает в быту. Вселение и регистрация не могут свидетельствовать о возникновении права на жилое помещение как у члена семьи собственника. Судом не учтены разъяснения данные в п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ». Считает, что ответчиком необоснованно отказано в постановке ее на учет, так как не представлен по. И.Д., поскольку она членом их семьи не является, документы подавала только в отношении себя. Также судом не проверено основание отказа намеренное ухудшение жилищных условий, тогда как судом должна быть дана оценка по всем основаниям иска и всем представленным доказательствам. Утверждение ответчика о том, она намеренно ухудшила жилищные условия не имеет под собой оснований и не подкреплено никакими доказательствами. Согласно позиции Конституционного суда РФ (определение от 19.04.2007 года №258-О-О), ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. В связи с этим, данное основание для отказа также является несостоятельным.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщили. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с подпунктом 3, пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О ветеранах», участникам Великой Отечественной Войны представляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Из статьи 1 Закона Саратовской области от 2 июля 2009 г. № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны предоставляются при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно статьи 1.1 Закона, граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти в сфере жилищных отношений, если указанные граждане: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из вышеизложенного следует, что для реализации права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением, кроме наличии статуса ветерана Великой Отечественной Войны, необходимо такое условие как нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Перечень граждан, признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложен в статье 51 ЖК РФ.

В силу пункта 2 части 1 названной статьи ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 2 этой же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу статьи 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещения, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичное правовое положение содержит и ст. 1.1 Закона Саратовской области от 2 июля 2009 г. № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

В соответствии со ст. 1.1 Закона Саратовской области от 02.07.2009 N 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 кв. м;

3) проживают в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;

4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу частей 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Судом установлено, что Шляндина М.П. является ветераном ВОВ и вдовой участника ВОВ.

27 июля 2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

25 августа 2011 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.8 ст.1.1 ЗСО от 02 июля 2009 года «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", в связи с наличием обеспеченности в жилье более учетной.

Из материалов дела следует, что Шляндина М.П. постоянно проживает и зарегистрирована с 13 августа 2009 года в однокомнатной квартире общей площадью

46,5 кв.м., расположенной по адресу: «….».

Указанная квартира принадлежит на праве собственности ее внучке Б.Л.В. В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают 3 человека: Б.Л.В., Б.И.Д. и Шляндина М.П. Таким образом, обеспеченность на каждого члена семьи жилой площадью составляет 15,5 кв.м (46,5 : 3 = 15,5), т.е. выше учетной нормы, установленной для ветеранов войны в 14 кв. метров общей площади жилого помещения. Шляндина М.П. вселена в квартиру внучки и проживает в ней как член ее семьи, что подтверждается справкой о регистрации от 01.09.2009 года, доводами искового заявления и пояснениями ее представителя в заседании судебной коллегии, о том, что Б.Л.В. осуществляет уход за Шляндиной М.П. и помогает ей в быту. Доказательств проживания истца в квартире внучки на иных условиях, либо в соответствии с каким-либо соглашением, исключающем признание Шляндиной М.П. членом семьи собственника, суду первой инстанции и в апелляционную инстанцию в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Также судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 22 марта 2010 года Шляндина М.П. произвела отчуждение принадлежащего ей домовладения, общей площадью 43,1 кв.м., и земельного участка. Как указал истец в исковом заявлении продажа дома и переезд в квартиру внучки были вызваны ее пожилым возрастом и необходимостью ухода за ней. Кроме того, судебной коллегией принимается во внимание также и то обстоятельство, что с момента отчуждения Шляндиной М.П. жилого помещения прошло менее пяти лет. В силу положений ст. 53 ЖК РФ отчуждение принадлежащего на праве собственности жилого помещения не создает нуждаемости в предоставлении жилого помещения, поскольку совершение таких действий порождает иные правовые последствия.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Шляндина М.П., имея обеспеченность жилого помещения более 14 кв.м., не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, они являются правильными, основанными на положениях вышеприведенного законодательства и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Каких-либо доказательств наличия малой обеспеченности жилым помещением, суду представлено не было, не содержится таких данных и в апелляционной жалобе.

Доводы жалобы Шляндиной М.П. были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки указанных обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы и соответствуют требованиям материального и процессуального закона и в жалобе не опровергнуты.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 331, 333 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 18 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шляндиной М.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи