Судья Ульянкин Д.В. № 33-4709/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 августа 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Коршунова Р.В., судей Желонкиной Г.А., Песковой Ж.А., при секретаре Платицыной М.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гасанова И.О. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 28 мая 2012 года, по делу по иску Гасанова И.О. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, которым постановлено: «исковое заявление Гасанова И.О. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка – оставить без удовлетворения». Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила: Гасанов И.О. обратился с иском к администрации МО «Город Саратов» о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в аренду для ведения огородничества земельного участка, площадью 188 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, рядом с домом <адрес> в <адрес>. В обоснование требований заявитель ссылается на то, что по договору аренды владеет земельным участком, с кадастровым №, по адресу: <адрес>, <адрес> С его земельным участком граничит спорный земельный участок на котором была свалка. Истец за свой счет очистил земельный участок, огородил его и обратился к ответчику с просьбой предоставить ему спорный участок для целей, не связанных со строительством - для ведения огородничества. Однако ответчик своим постановлением № 2376 от 09 декабря 2011 г. отказал истцу в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что участок занят объектом недвижимости и расположен в границах территории общего пользования. Полагая такой отказ незаконным, истец просил признать незаконным постановление администрации МО «Город Саратов» об отказе в предоставлении в аренду земельного участка Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе Гасанов И.О. просит решение суда отменить, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих доводов. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии с п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации, Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Во исполнение предоставленного федеральным законом полномочиям Саратовская городская Дума Решением от 29 апреля 2008 года № 27-280 утвердила Правила землепользования и застройки МО «Город Саратов» (далее – Правила). В соответствии с пунктами 3.1, 3.7 Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом города Саратова, документацией по планировке территории, на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности. Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах МО «Город Саратов», разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам (пункты 42-44 Правил), ограничениям по условиям охраны объектов культурного наследия - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зоне охраны объектов культурного наследия или на территории такого объекта, ограничениям по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зонах действия соответствующих ограничений. В силу ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответстви с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым, 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно- коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Из материалов дела следует, Гасанов И.О. обратился с заявлением о предоставлении ему для целей, не связанных со строительством - ведения огородничества земельного участка, площадью 188 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, рядом с домом <адрес> в <адрес>. Постановлением администрации МО «Город Саратов» № 2376 от 09 декабря 2011 г. истцу отказано в предоставлении названного земельного участка по тем основаниям, что участок занят объектом недвижимости и расположен в границах территории общего пользования. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 1); в градостроительном регламенте в отношении земельных участков указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков (ст. 30). Из представленного комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» фрагмента карты градостроительного зонирования от 26 апреля 2012 г. следует, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне ИТ-3 - зоне развития объектов транспортной инфраструктуры: улично-дорожной сети, транспортных пересечений (в том числе со сносом существующей застройки) и зоне Ж-3 - зоне малоэтажной жилой застройки. Часть испрашиваемого участка расположена за пределами красных линий. Действующее земельное и градостроительное законодательство не допускает расположение одного земельного участка сразу в двух территориальных зонах. Кроме того, часть спорного земельного участка находится в зоне инженерной и транспортной инфраструктур, т.е. относится к месту общего пользования, на котором ведение огородничества законом не предусмотрено. Более того, из акта осмотра спорного земельного участка главным специалистом отдела муниципального земельного контроля и инвентаризации земель установлено, что на нем расположена кирпичная пристройка, находятся стройматериалы. Правоустанавливающих документов на данное имущество заявителем не представлено, что не исключает наличие спора со стороны иных лиц, обладающих правом в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ заявить требования о своих правах. С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно вынес решение об отказе Гасанову И.О. в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, основано на положениях действующего законодательства. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено. Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия определила: решение Кировского районного суда г. Саратова от 28 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гасанова И.О. – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи