судей Песковой Ж.А. и Желонкиной Г.А., при секретаре Платицыной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области (далее УФМС) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 07 июня 2012 года, которым постановлено: «Признать незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области (протокол от 30.11.2011 года № 58) об отказе Масумовой Е.Г. в выплате единовременного пособия на обустройство. Признать право за Масумовой Е.Г. и членами ее семьи М., М. право на получение единовременного пособия на обустройство. Обязать Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области произвести выдачу Масумовой Е.Г. и членами ее семьи М., М. единовременного пособия на обустройство в размере 40000 руб. участнику Госпрограммы и по 15000 руб. членам его семьи. Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в пользу Масумовой Е.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.», заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя УФМС Курганской А.В. по доверенности от 16.08.2012 года, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истца Радзиховской И.В. по доверенности от 04.04.2012 года, возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, установила: Масумова Е.Г. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей М., М. обратилась в суд с иском к УФМС о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей (далее Государственная программа) УФМС от 30.11.2011 года незаконным, признать за ней и членами ее семьи право на получение единовременного пособия на обустройство, обязав УФМС произвести указанные выплаты. В обоснование требований указала, что ею в УФМС была направлена анкета об участии в Государственной программе. В начале ноября 2010 года Масумовой Е.Г. было получено уведомление о том, что исполнительным органом власти Саратовской области принято решение о приеме ее в качестве участника Государственной программы. 06.12.2010 года Масумовой Е.Г. в УФМС подано заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы. 27.01.2011 года УФМС ей выдано свидетельство участника Государственной программы с указанием членов ее семьи: дочерей М., * года рождения, и М., * года рождения. В декабре 2011 года Масумовой Е.Г. получена выписка из протокола № 58 от 30.11.2011 года заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы УФМС, согласно которой ей в выплате единовременного пособия на обустройство отказано. Полагая указанное решение незаконным, Масумова Е.Г. обратилась в суд с настоящим иском. Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение. В апелляционной жалобе УФМС просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В качестве основания для отмены решения ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее Закон № 99-ФЗ) соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ). Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Закона № 99-ФЗ). В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,Указом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленногоПравительством Российской Федерацииобразца. Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе: на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания; на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации; на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»); на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов. Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаютсяПравительством Российской Федерации. Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения. Материалами дела установлено, что Масумова Е.Г., * года рождения, уроженка**, зарегистрирована по месту пребывания: г.*, пос.****, 10.12.2009 года ей выдано разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации сроком до 12.12.2012 года. Вместе с Масумовой Е.Г. по указанному адресу также были зарегистрированы члены ее семьи: дочери М., * года рождения, и М., * года рождения, также имеющие разрешения на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации. 26.11.2010 года Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области принято решение № 189 о целесообразности участия Масумовой Е.Г. в Государственной программе и согласовании возможности добровольного переселения на территорию Саратовской области (л.д. 46-47). 25.01.2011 года УФМС Масумовой Е.Г. выдано свидетельство участника Государственной программы, в которое были внесены сведения о членах ее семьи (л.д. 4-5). 03.03.2011 года Масумова Е.Г. обратилась в УФМС с заявлением о выплате ей и членам ее семьи единовременного пособия на обустройство. Решением УФМС, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы № 58 от 30 ноября 2011 года, Масумовой Е.Г. в выплате единовременного пособия на обустройство отказано. Основанием отказа истцу в выплате единовременного пособия на обустройство послужило то, что Масумова Е.Г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года № 60 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637» относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, тогда как согласно Государственной программе право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения УФМС основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства. Согласно абзацам 9 и 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12.01.2010 года № 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденныеПостановлением Правительства РоссийскойФедерации от 15 января 2007 года № 7. Организация работы по выплатам участникам Государственной программы и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 04 июля 2007 года № 145. Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции. Таким образом, из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абз. 3 раздела IV Государственной программы, следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи, которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет. Поэтому несостоятельным является довод апелляционной жалобы УФМС о том, что указанная выплата зависит от того, находится ли соотечественник в процессе переселения или уже находится на законном основании на территории Российской Федерации. Наличие в Государственной программе раздела VI «Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию», вопреки доводам жалобы, свидетельствует лишь о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы. С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения УФМС и удовлетворении требований истца. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено. При таком положении оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: