№ 33-4921/2012, от 29.08.2012 года, судья Игнатьев А.В., о понуждении к принятию на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении вне очереди жилого помещения



Судья Щипунова М.В. Дело № 33 - 4921

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2012 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.,

судей Игнатьева А.В., Саяпиной Е.Г.,

при секретаре Бауковой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинина О.Н. к Администрации Вольского муниципального образования «Город Вольск» Вольского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) о понуждении к принятию на учет нуждающегося в жилом помещении, предоставлении вне очереди жилого помещения, по апелляционным жалобам Зинина О.Н., Администрации на решение Вольского районного суда Саратовской области от 20.06.2012 года, которым постановлено:

«Обязать Администрацию принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Зинина О.Н., <дата> года рождения.

Обязать Администрацию предоставить вне очереди Зинину О.Н. благоустроенное жилое помещение- отдельную квартиру площадью не менее 22,5 кв. м, состоящую не менее чем из одной жилой комнаты, не выше второго этажа, расположенную в черте г. Вольска Саратовской области.

Отказать Зинину О.Н. в удовлетворении иска в части предоставления ему квартиры в центре г. Вольска Саратовской области, с отдельным входом и выходом, недалеко от автобусной остановки и магазинов».

Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., судебная коллегия

установила:

Зинин О.Н. обратился в суд с иском к Администрации о понуждении к выдаче жилищного сертификата, в котором просит установить факт его постоянного проживания в <адрес>. 46 по <адрес> в период с <дата> по <дата>; восстановить право на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> ; выплатить ему компенсацию в размере 200000 рублей для приобретения жилого помещения в сельской местности с учетом наличия статуса инвалида по зрению; оказать содействие и помощь в приобретении жилого помещения, учитывая, что жилого помещения он не имеет.

В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом по зрению, собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживал в период с <дата> по <дата>. Дом, в котором находится квартира истца, был признан непригодным для проживания в связи с оползневым процессом, другого жилья он не имеет. Истец был лишен права на жилье и на получение жилищного сертификата 2003 года; восстановить право на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561, так как не был зарегистрирован в названной квартире.

До принятия судом решения истец в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ изменил предмет иска, просил обязать Администрацию принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить ему вне очереди жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не ранее занимаемой, расположенное в черте центра г. Вольска, но не выше второго этажа, а также, исходя из того, что он является инвалидом по зрению предоставить ему квартиру с отдельным входом и выходом, недалеко от автобусной остановки и магазинов.

Рассмотрев спор, суд первой инстанции постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Зинин О.В. просит решение суда изменить, обязать Администрацию выплатить ему как инвалиду по зрению компенсацию за потерю жилого помещения в размере 200000 рублей, оказать помощь в использования этой компенсации для социального благоустройства предоставляемого жилого помещения по договору социального найма, открыть счет в Сбербанке на его имя для выплаты компенсации, предоставить ему помещение на условиях социального найма. Указывает, что не отказывался от иска в части взыскания компенсации за потерю в результате стихийного бедствия (скоротечного оползня) жилого помещения, находящегося в собственности, в размере 200000 рублей. Эта компенсация должна быть выплачена ему, как инвалиду по зрению, в связи с несоразмерностью потерянного жилого помещения, находящегося в собственности, и предоставлением жилого помещения на условиях социального найма.

В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом были нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Зинин О.Н. не представил документы, подтверждающие его место жительства на территории муниципального образования г. Вольск, изменение его места жительства за последние пять лет. Именно проживание на территории муниципального образования на момент постановки на учет может гарантировать право на получение жилья в порядке очередности принятым в установленном порядке на учет жителям, планирование процесса предоставления жилых помещений, защиту конституционного права граждан на жилище. Хотя судом установлен факт проживания истца в жилом доме, признанном непригодным для проживания, однако не установлены период его проживания в указанном жилом помещении, место проживания истца после 2003 года, которые имеют существенное значение при разрешении спора. По мнению автора жалобы, суд вышел за пределы установленной законодателем процедуры постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, являющейся в обязательном порядке предшествующей процедуре предоставления жилого помещения по договору социального найма. Организацией, ответственной за регистрацию граждан по месту жительства в <адрес> является ООО «ВольскКоммунЭнерго». Согласно справки, выданной указанной организацией, в <адрес>. <адрес> по <адрес> проживает ФИО8 Суд необоснованно отнесся критически к данной справке, неправомерно отказал в ходатайстве представителя ответчика о дополнительной проверке сведений, указанных в справке, а также в вызове в качестве свидетеля ФИО8 Суд вышел за пределы заявленных исковых требований, так как истец не заявлял требования о предоставлении ему жилого помещения в черте г. Вольска.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда представитель Администрации, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явился. Зинин О.Н. отбывает наказание по приговору Вольского районного суда Саратовской области от <дата> в местах лишения свободы. На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшегося по делу судебного решения, соответствующего требованиям закона.

С <дата> Зинин О.Н. является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 22,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, заключенного между ФИО9 (продавцом) и Зининым О.Н. (покупателем) (л.д. 58, 76-79, 90-92, 110).

Постановлением главы администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от <дата> признан непригодным для проживания <адрес>, находящийся в зоне активизации оползневого процесса Данным постановлением утвержден акт межведомственной комиссии от <дата> о признании <адрес> непригодным для дальнейшего проживания (л.д. 39-40, 50-51).

Распоряжением Правительства Саратовской области от 22.12.2003 года № 399-Пр «О выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате оползня в г. Вольске» (в редакции Распоряжения от 29.01.2004 года № 17-Пр), утвержден список граждан <адрес>, лишившихся жилья в результате активизации оползневых процессов, на получение жилищных сертификатов, в который включены граждане, проживавшие в квартирах №, в <адрес> (л.д. 59-62).

Постановлением Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 09.03.2006 года № 431 (в редакции Постановления от 10.04.2006 года № 775) в перечень домов, попавших в зону активного оползня «Городской», включен <адрес>. Всем жильцам, зарегистрированным в указанном доме по месту жительства, в 2004 году были выданы государственные жилищные сертификаты. Зинин О.Н. в <адрес> не зарегистрирован, в связи с чем не был включен в списки на получение государственного жилищного сертификата и безвозмездной финансовой помощи (л.д. 23-24, 29-34).

<дата> Зинину О.Н. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию на срок до <дата>, что подтверждается справкой серия МСЭ-2011 (л.д. 108).

На имя и.о. начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области, где отбывает наказание Зинин О.Н., <дата> было направлено письмо , согласно которому Администрация сообщает, что истцом был предоставлен полный пакет документов на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из муниципального жилищного фонда. Однако основания для его постановки на такой учет отсутствуют, поскольку в <адрес>. <адрес> по <адрес> зарегистрирован другой гражданин. Истцу рекомендовано для регистрации по месту жительства обратиться в Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области в г. Вольске (л.д. 148).

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент, когда в результате оползневого процесса пришло негодность жилое помещение, в котором проживал Зинин О.Н., вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.

По смыслу приведенной нормы гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате стихийного бедствия, каковым является оползневый процесс, должны предоставляться другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке независимо от их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

Согласно ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Статья 89 ЖК РФ предусматривает, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу, что Зинин О.Н. имеет право на предоставление ему по договору социального найма жилого помещения, поскольку после признания в 2003 году в установленном законом порядке жилого дома, в котором расположена квартира истца, непригодным для проживания, он до настоящего времени не обеспечен пригодным для проживания жилым помещением.

Разрешая вопрос о размере предоставляемого Зинину О.Н. жилого помещения суд обоснованно учел положения ст.ст. 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований истца в части предоставления ему квартиры в центре г. Вольска Саратовской области, с отдельным входом и выходом, недалеко от автобусной остановки и магазинов..

С учетом данных о площади жилого помещения, находящегося в собственности Зинина О.Н., его инвалидности, суд пришел к правильному выводу о том, что истцу должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 22,5 кв. м, не выше второго этажа, состоящее из не менее чем одной жилой комнаты, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Вольска Саратовской области.

Суд обоснованно возложил данную обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию, так как именно на данный орган местного управления в соответствии с действующего законодательства возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания.

Поскольку ст. 57 ЖК РФ не исключает возможности предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан не только наниматель по договору социального найма, истец, как собственник жилого помещения, не отвечающего установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), является нуждающимся в жилом помещении силу закона, суд правильно обязал Администрацию принять истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с п.п. 1, 2 постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982, предусматривает, что сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований (п. 2); выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список). Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов (п. 6); ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список (п. 8); Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации (далее - финансовый орган) (п. 9); финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в список, в установленном порядке (п. 10).

Согласно п.п. 2, 3, 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации 10 июля 1995 года, во исполнение постановления Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561, в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

Из анализа приведенных выше нормативных правовых актов следует, что государственный жилищный сертификат, выдаваемый гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации, как на получение жилого помещения, так и на социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Такие сертификаты выдаются финансовым органом субъекта Российской Федерации гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, утверждаемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие. Для включения в указанный список граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства того, что он был постоянно зарегистрирован в утраченном жилом помещении на момент оползневого процесса, как того требует постановление Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561, для включения в список граждан г. Вольска Саратовской области, лишившихся жилья в результате активизации оползневых процессов, представил в органы исполнительной власти соответствующие документы, был включен в указанный список, утвержденный Правительством Саратовской области, Министерством финансов Саратовской области ему выдан государственный жилищный сертификат, являющийся свидетельством, удостоверяющим его право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения, как не основанных на законе и доказательствах, доводов апелляционной жалобы Зинина О.В., в которых он просит обязать Администрацию выплатить ему как инвалиду по зрению компенсацию за потерю жилого помещения в размере 200000 рублей, оказать помощь в использования этой компенсации для социального благоустройства предоставляемого жилого помещения по договору социального найма, открыть счет в Сбербанке на его имя для выплаты компенсации. Эта компенсация должна быть выплачена ему, как инвалиду по зрению, в связи с несоразмерностью потерянного жилого помещения, находящегося в собственности, и предоставлением жилого помещения на условиях социального найма.

Доводы апелляционной жалобы Администрации не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и установленных по делу обстоятельств, направлены на переоценку доказательств, исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, для чего оснований судебная коллегия не находит. Само по себе несогласие автора жалобы с данной оценкой и сделанными на ее основании выводами суда, не свидетельствует о неправильности решения суда.

Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

При изложенных обстоятельствах, обжалуемое решение является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Руководствуясь ст.ст. 327.1., 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда г. Саратова от 20.06.2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Зинина О.Н., Администрации Вольского муниципального образования «Город Вольск» Вольского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи