№ 33-4812/2012 от 30.08.2012



Судья: Агеев О.М. Дело № 33-4812/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Петровой Н.А., Поляниной О.А.,

при секретаре Платицыной М.Н.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации Советского муниципального района Саратовской области на решение Калининского районного суда Саратовской области от 07 июня 2012 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие органов местного самоуправления – администрации Советского муниципального района Саратовской области и Муниципального собрания Советского муниципального района Саратовской области по организации дошкольного образования на территории Советского муниципального района Саратовской области следствием чего стало нарушение конституционного права неопределенного числа лиц на общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Советского района Саратовской области, учтенных в качестве нуждающихся в дошкольном образовании по состоянию на 15 мая 2012 года.

Возложить на органы местного самоуправления: администрацию Советского муниципального района Саратовской области и Муниципальное Собрание Советского муниципального района Саратовской области солидарную обязанность по устранению допущенного нарушения конституционных права на получение дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Советского района Саратовской области и организации предоставления дошкольного образования неопределенному числу лиц, имеющих право на получение дошкольного образования на территории Советского муниципального района Саратовской области, учтенных в качестве нуждающихся в дошкольном образовании по состоянию на 15 мая 2012 года.

В суд должно быть сообщено об исполнении решении суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя администрации Советского муниципального района Саратовской области и Муниципального Собрания Советского муниципального района Саратовской области Калмыкова Ф.В., действующего на основании доверенности № 1201-м от 16 августа 2012 года сроком действия - один год и доверенности № 326 от 29 августа 2012 года сроком действия – один год, соответственно, поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Советского района Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратурой района установлено, что на территории Советского муниципального района Саратовской области расположено 12 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений – детских садов. По состоянию на 15 мая 2012 года на территории муниципального района проживает 1445 детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет, нуждающихся в получении дошкольного образования, из них 721 ребенок проживает в р.п. Степное Советского района Саратовской области. Охват детей услугами дошкольного образования по Советскому району составляет 66,3%, по р.п. Степное – 74,3%. Очередь в детские сады составляет 323 ребенка в целом по Советскому району и 170 детей по р.п. Степное. Указал, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Однако органы местного самоуправления бездействуют в направлении обеспечения детей бесплатным дошкольным образованием, чем нарушается право, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Советского района Саратовской области просит решение районного суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что ряд мероприятий, проведенных в муниципальном районе, по восстановлению детских садов, открытию дошкольных учреждений, перевода групп кратковременного пребывания и режим полного дня в 2008-2011г.г., участие муниципального образования в областной целевой программе по развитию системы дошкольного образования на 2012-2015г.г., планируемые открытия детских садов и дополнительных групп, а также соответствующие обращения в органы власти Саратовской области по вопросам выделения финансирования для реализации мероприятий, направленных на сокращение очередности и получения мест в дошкольные образовательные учреждения, свидетельствуют о проведении администрацией систематической и планомерной работы по увеличению охвата дошкольном образованием детей, повышения качества, доступности и эффективности дошкольного образования на территории района.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Материалами дела установлено, что на территории Советского района расположено 12 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений. По состоянию на 15 мая 2012 года имеется очередь на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях из 323 ребенка по району и 170 в р.п. Степное.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Советского района относиться к компетенции администрации, которая является органом местного самоуправления района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Предпринимаемые администрацией меры по расширению сети детских дошкольных бюджетных образовательных учреждений с учетом существующей очередности в такие учреждения, а также переполненности ряда дошкольных учреждений являются недостаточными, что свидетельствует о неисполнении в надлежащем объеме обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация района в силу компетенции могла и должна была прогнозировать рост потребности населения района в дошкольных учрежденияхи своевременно принимать адекватные этой потребности меры к увеличению числа дошкольных учреждений либо увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся, среди прочих, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичная по своему содержанию правовая норма содержится в ч. 1 ст. 8 Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 33-ЗСО "Об образовании".

С учетом вышеизложенного и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность по финансированию вопросов, связанных с организацией предоставления дошкольного образования на территории муниципального района, возложена на органы местного самоуправления указанного района, который не лишен возможности своевременно обратиться за субвенцией к органу государственной власти субъекта.

Судебная коллегия соглашается с обоснованным доводом суда первой инстанции о том, что направление органом местного самоуправления в адрес органов власти Саратовской области в 2011-2012 годах нескольких писем по поводу недостаточности муниципальных бюджетных средств для решения указанной проблемы не может расцениваться в качестве достаточной и действенной меры по разрешению указанной проблемы.

Судебная коллегия учитывает, что сведения о фактах обращений граждан в прокуратуру района по вопросу обеспечения детей бесплатным дошкольным образованием представителем администрации не опровергнуты при рассмотрении дела судом первой инстанции. Не представлены данные доказательства и судебной коллегии.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного решения.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

При этом судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения от 07 июня 2012 года суждение о солидарной обязанности администрации Советского муниципального района и Муниципального Собрания Советского муниципального района по организации предоставления дошкольного образования неопределенному числу лиц, поскольку солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Саратовской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Советского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения от 07 июня 2012 года суждение о солидарной обязанности администрации Советского муниципального района и Муниципального Собрания Советского муниципального района по организации предоставления дошкольного образования неопределенному числу лиц.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: