Судья: Сидоровнин А.А. Дело № 33-5640/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ судей Поляниной О.А. и Садовой И.М., при секретаре Платицыной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области (далее УФМС) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25.07.2012 года, которым постановлено: «Признать незаконным протокол заседания комиссии по вопросам предоставления статуса вынужденного переселенца (статуса беженца), продлении срока его действия, лишения и утраты статуса вынужденного переселенца (статус беженца) УФМС от 14 июня 2012 года в части решения об отказе в восстановлении срока действия статуса вынужденного переселенца Вельдяксову И.А.. Обязать УФМС рассмотреть вопрос о возможности восстановления Вельдяксову И.А. срока действия статуса вынужденного переселенца с учётом представленных документов при повторном рассмотрении», заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя УФМС Орловой К.Ф. по доверенности от 06.06.2012 года, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Вельдяксова И.А. Вельдяксовой Е.В. по доверенности от 18.05.2011 года, возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, установила: Вельдяксов ИА. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения УФМС об отказе в восстановлении срока действия статуса вынужденного переселенца. В обоснование заявления Вельдяксов И.А. указал, что в 2001 году он и члены его семьи органами миграционной службы в установленном порядке были признаны вынужденными переселенцами, выехавшими из республики Казахстан в г. Балаково Саратовской области. Статус вынужденного переселенца Вельдяксову И.А. продлевался неоднократно вплоть до 22 марта 2012 года. Однако решением УФМС от 14 июня 2012 года ему было отказано в восстановлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с необращением с соответствующим заявлением в установленном законом порядке, не представлением доказательств того, что срок на обращение пропущен по уважительным причинам. Указанное решение УФМС Вельдяксов И.А. считал незаконным, поскольку в целях исполнения обязанностей, возложенных на граждан п. 4 ст. 5 Закона о вынужденных переселенцах, его мать Вельдяксова Е.В. в апреле 2012 года обратилась в Балаковский отдел УФМС по вопросу продления заявителю статуса вынужденного переселенца, ею были представлены справки поликлиники «Новых технологий медицины», расположенной в <адрес> о том, что Вельдяксов И.А., проходил обследование в связи с полученной травмой позвоночника, предъявлена нотариальная доверенность на имя Вельдяксовой Е.В. на представление интересов заявителя, а также сообщено о том, что Вельдяксов И.А. по состоянию здоровья, а его мать - Вельдяксова Е.В., по причине ухода за ним с декабря 2011 года по апрель 2012 года находились в г. Москве по месту временного пребывания Вельдяксова И.А. Следовательно, он по уважительной причине не имел возможности обратиться в УФМС по вопросу продления срока статуса вынужденного переселенца в установленный законом срок. 22 июня 2012 года в адрес Вельдяксова И А. поступило письмо с уведомлением о том, что ему отказано в продлении срока действия статуса, вынужденного переселенца. Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение. В апелляционной жалобе УФМС ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неверную оценку судом представленных доказательств. Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям. Статьей 1 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее Закон N 4530-1) предусмотрено, что вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом (п. 1 ст. 5 Закона N 4530-1). Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (п. 4 ст. 5 Закона N 4530-1). Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона N 4530-1 лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 названного Закона. Приказом ФМС РФ от 20.12.2007 года N 465 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев (далее Административный регламент), пунктом 20 которого предусмотрено, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Лицо, признанное вынужденным переселенцем, не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление (приложение N 15 к Административному регламенту), к которому прилагаются документы, перечень которых указан в п.21. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения (пункт 23 Административного регламента). В силу п. 25 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Материалами дела установлено, что Вельдяксов И.А. был признан вынужденным переселенцем 22 марта 2001 года. Срок действия статуса вынужденного переселенца ему неоднократно продлевался, последний раз до 22 марта 2012 года. В связи с необращением с соответствующим заявлением в установленном законом порядке до истечения предусмотренного законом срока (21 марта 2012 года) решением комиссии по вопросам предоставления статуса вынужденного переселенца (статуса беженца), продлении срока его действия, лишения и утраты статуса вынужденного переселенца (статус беженца) УФМС от 06 апреля 2012 года № 16 Вельдяксов И.А. был снят с учета вынужденных переселенцев с указанной даты. 14 мая 2012 года от имени Вельдяксова И.А. в УФМС обратилась Вельдяксова Е.В. с заявлением о восстановлении ему статуса вынужденного переселенца, представив при этом проездные документы на имя Вельдяксовой Е.В., в соответствии с которыми она выехала в г. Москву 12 декабря 2011 года, прибыла в г. Балаково 12 апреля 2012 года, а также медицинское исследование от 09.12.2011 года, из которого следовало, что у Вельдяксова И.А. на момент проведения данного исследования имелось заболевание поясничного отдела позвоночника. Решением комиссии по вопросам предоставления статуса вынужденного переселенца (статуса беженца), продлении срока его действия, лишения и утраты статуса вынужденного переселенца (статус беженца) УФМС от 14 июня 2012 года (протокол № 25) Вельдяксову И.А. отказано в восстановлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к неверному выводу о том, что при вынесении решения УФМС должно было проверить уважительность причин пропуска срока обращения с таким заявлением, наличие оснований для продления срока действия статуса. Исходя из вышеприведенных законоположений, судебная коллегия приходит к выводу, что статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока. Для продления же срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача им заявления о продлении статуса вынужденного переселенца. Поскольку Закон предусматривает только возможность продления статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, и не предусматривает восстановление этого статуса, то при отсутствии заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, поданного в пределах срока действия этого статуса, лицо на основании п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона N 4530-1 утрачивает статус вынужденного переселенца. Законом N 4530-1 установлен точный период времени для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, с которым связываются юридические последствия для вынужденного переселенца, а продление такого срока независимо от времени подачи заявления означало бы признание бессрочного характера статуса вынужденного переселенца. Из материалов дела усматривается, что документов, свидетельствующих о невозможности обращения с заявлением о продлении срока действия статуса в связи с имеющимся заболеванием в период с 21 марта 2012 года по 14 мая 2012 года, Вельдяксовым И.А. не представлено. Предъявленные Вельдяксовой Е.В. медицинские документы свидетельствуют о наличии заболевания заявителя на 09.12.2011 года. При таких обстоятельствах оснований для признания решения УФМС об отказе в восстановлении Вельдяксову И.А. срока действия статуса вынужденного переселенца, не имелось. Выводы суда основаны на неверном толковании норм Закона N 4530-1. Кроме того, в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Часть 3 ст. 196 ГПК РФ предусматривает, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Из содержания заявления Вельдяксова И.А. и его просительной части следует, что он не заявлял требование об обязании УФМС рассмотреть вопрос о возможности восстановления заявителю срока действия статуса вынужденного переселенца с учётом представленных документов при повторном рассмотрении. Следовательно, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с нарушениеи или неправильным применением норм материального права или норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) и считает возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Вельдяксова И.А. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Вельдяксова И.А. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области от 14 июня 2012 года об отказе в восстановлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: