Судья Чижик А.А. Дело № 33-5263/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 25 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н., судей Кучминой А.А., Паршиной С.В., с участием прокурора Нефедова В.Н., при секретаре Тютюкиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 04 июля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Тихоновой Р.В. к Министерству о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение, заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя Министерства Сергеева Д.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения Тихоновой В.Н., возражавшей по доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, установила: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд в защиту интересовТихоновой Р.В. с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что Тихонова Р.В., проживает по адресу: (…). указанный жилой дом построен в 1962 году по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № 420 от 30.12.1983 года, распоряжением от 25.10.1983 года № 988-р, постановлением администрации Ленинского района г. Саратова от 27.10.1977 года № 609. Согласно акту обследования жилого дома (…) по ул. Ламповая г. Саратова в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился с момента сдачи его в эксплуатацию. В акте также указано, что после 30-летнего срока эксплуатации жилых домов серии К-7-2-4 (инж. Лагутенко) дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта. Жителям названного дома сообщалось, что администрацией г. Саратова утвержден план отселения, рассчитанный на 1997-1998 г.г., и что граждане, проживающие в домах системы Лагутенко, по мере поступления квартир будут отселены согласно плану. Однако расселение жителей дома (…) по ул. Ламповой г. Саратова в полном объеме не произведено. В то же время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным, с учетом уточненных исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства по непринятию своевременных мер по отселению Тихоновой Р.В. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания и обязать Министерство предоставить Тихоновой Р.В. и Тихоновой Д.С. на праве общей долевой собственности жилое помещение, находящееся в черте г. Саратова общей площадью не менее ранее занимаемой 30,6 кв.м (л.д. 46). Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение. В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, указывая на нарушение норм материального права. Считает, что с учетом положений Закона Саратовской области от 28.04.2008 г. № 89-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» с изменениями и дополнениями у семьи Тихоновых отсутствовало права быть признанной нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Кроме того, в отношении граждан – собственников жилых помещений, состоящих на учете в уполномоченном органе области в качестве нуждающихся по категории граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания, у которых данное жилое помещение является единственным жилым помещением, предоставляется социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Материалами дела установлено, что истцам Тихоновой Р.В. и Тихоновой Д.С. принадлежит по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Саратов, ул. Ламповая, (…). Указанная квартира была приобретена ими по договору купли-продажи от 18 декабря 2006 года у С. Ранее истцам на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: (…), которое согласно договору купли-продажи от 18 декабря 2012 года было продано Б. Актом межведомственной комиссии № 38 от 16.12.2002 г. многоквартирный жилой дом (…) по ул. Ламповой г. Саратова признан непригодным для постоянного проживания. В соответствии с частью 2 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.04.2008 N 89-ЗСО (ред. от 28.10.2011) "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" граждане, принятые до вступления в силу настоящего Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений из государственного жилищного фонда области по договорам социального найма либо предоставления им безвозмездной финансовой помощи (социальной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств областного бюджета по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право состоять на данном учете до обеспечения их жилыми помещениями в порядке, определенном настоящей статьей. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, в соответствии с которыми они были признаны нуждающимися в получении жилых помещений из государственного жилищного фонда области до вступления в силу настоящего Закона. На основании части 2.1 ст.2 указанного Закона, граждане, имевшие в соответствии с законодательством области право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из государственного жилищного фонда области по договорам социального найма либо предоставление им безвозмездной финансовой помощи (социальной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения, при проведении в 2005 - 2008 годах мероприятий по переселению граждан за счет средств областного бюджета из домов, расположенных по адресам: г. Саратов: ул. Перспективная, д. 10б; ул. Огородная, д. 91; ул. Ламповая, д. 2; 1-й проезд Строителей, д. 3а, д. 5а; 2-й Акмолинский проезд, д. 2; ул. Брянская, д. 2, имеют право быть признанными нуждающимися в обеспечении их жилыми помещениями в порядке, определенном настоящей статьей, за исключением граждан, реализовавших указанное право. Согласно части 2.2 обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, осуществляется однократно в следующем порядке: 1) если жилое помещение, из которого осуществляется переселение, занимается гражданами на основании договора социального найма, то таким гражданам предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, размер площади которых определяется в соответствии с частью 4 настоящей статьи; 2) если жилое помещение, из которого осуществляется переселение, принадлежит гражданам на праве собственности, то: а) гражданам, у которых имеются иные жилые помещения в собственности или на условиях социального найма, предоставляется компенсация стоимости жилого помещения в форме социальной выплаты при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. Порядок предоставления компенсации определяется Правительством области с учетом положений части 4.1 настоящей статьи; б) гражданам, у которых данное жилое помещение является единственным жилым помещением, предоставляется социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. Порядок предоставления социальной выплаты определяется Правительством области с учетом положений части 4.2 настоящей статьи. Таким образом, данным законом возможность предоставления жилья или материальной помощи связана с периодом возникновения права у гражданина на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а именно в 2005-2008 годах. Учитывая то обстоятельство, что на момент приобретения истцами жилого помещения в жилом доме (…) по ул. Ламповой г. Саратова указанный жилой дом был признан непригодным для проживания, сторона покупателя, приобретшего такое жилое помещение при заключении договора должна была действовать с долей осмотрительности и разумности. Между тем, в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При таком положении у Тихоновой Р.В. и Тихоновой Д.С. отсутствовало право на постановку на учет при проведении в 2005-2008 годах мероприятий по переселению граждан за счет средств областного бюджета из дома № 2 по ул. Ламповой г. Саратова. Кроме того, предметом требований прокурора в интересах Тихоновой Р.В. и Тихоновой Д.С. является возложение на Министерство обязанности предоставить Тихоновым жилое помещение на праве общей долевой собственности по 1/2 доле. Однако в силу ч. 2.2 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.04.2008 N 89-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" обеспечение жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, у которых данное жилое помещение является единственным жилым помещением, возможно лишь в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. При таком положении правовых оснований для удовлетворения требований прокурора у суда первой инстанции не имелось. В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение. Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Кировского районного суда г. Саратова от 04 июля 2012 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Тихоновой Р.В. и Тихоновой Д.С. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение отказать. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи