Судья Терехова - Сидоркина О.В. Дело № 33-5670 03 октября 2012 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И., судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А., при секретаре Платицыной М.Н., с участием прокурора Нефедове В.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Саратовской области на решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 июля 2012 года, которым постановлено: обязать Правительство Саратовской области устранить нарушение неопределённого круга лиц до <дата> привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов биотермические ямы, находящиеся на территории <данные изъяты> и имеющие ориентиры: на территории <данные изъяты> в 1000 метрах севернее от <данные изъяты>; на территории <данные изъяты> 2 скотомогильника в 1000 метрах севернее от <адрес> и в 500 метрах юго-восточнее <адрес>; на территории Перевесино-Михайловского муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 метрах северо-западнее от <данные изъяты> и в 2000 метрах северо-восточнее <данные изъяты>; на территории <данные изъяты> в 500 метрах севернее от <данные изъяты>; на территории <данные изъяты> в 1000 метрах южнее от <данные изъяты>; на территории Чернавского <данные изъяты> в 1000 метрах северо-восточнее от <адрес>. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя Правительства Саратовской области Ильинова Д.В. (доверенность от <дата>), поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления ветеринарии Правительства Саратвоской области Мещерякова Р.А.(доверенность от <дата>), полагавшего доводы жалобы обоснованными, заключение прокурора, считавшего решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: прокурор Турковского района Саратовской области обратился в районный суд с вышеуказанными требованиями к Правительству Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что при проверке состояния законности при содержании и эксплуатации бесхозяйных скотомогильников на территории Турковского муниципального района установлено, что имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1974 г.), расположенный в 1000 м севернее от <адрес> муниципального образования; на территории Марьинского муниципального образования <адрес> имеется 2 скотомогильника (в <адрес> эксплуатируется с 1984 г., в <адрес> – с 1970 г.), расположенные в 1000 м севернее от <адрес> и в 500 м юго- восточнее <адрес>; на территории <адрес> имеется 2 скотомогильника (в <адрес> эксплуатируется с 1978г., в <адрес> - с 1976 г.), расположенные в 1500 м северо-западнее от <адрес> и в 2000 м северо-восточнее <адрес>; на территории <адрес> имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1984 г.), расположенный в 500 м севернее от <адрес>; на территории Студеновского муниципального образования <адрес> имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1980 г.), расположенный в 1000 м южнее от <адрес>; на территории <адрес> имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1972 г.), расположенный в 1000 м северо-восточнее от <адрес>. Все перечисленные скотомогильники не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожению биологических отходов» № от <дата> Эксплуатация данных скотомогильников с нарушением требований ветеринарного законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний различной этиологии, эпидемиологическому благополучию населения и животных, приводит к загрязнению окружающей среды. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе Правительство Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Судом применены нормы материального права, неподлежащие применению, и неверно дана оценка имеющимся доказательствам по делу. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что обслуживание (оборудование и эксплуатация) стихийно возникших на территории муниципального образования несанкционированных свалок относится к полномочиям Правительства области. Судом не учтено, что указанные сооружения не обладают статусом скотомогильников согласно условиям, определенным Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом РФ от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из материалов дела следует, что в собственность или ведение администрации муниципального образования скотомогильники не передавались, на балансе данной администрации они не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации поселения не передавались. Скотомогильники являются бесхозяйным имуществом. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В абз.2 ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами. В ст.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными. В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;- выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст.5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.2ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подп.49п.2ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп."ц"п.2ст.26.11 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. N2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Учитывая изложенное, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральныйзакон от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 -40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469(далее - Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Пункт 1.2 Правил к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных. Пункты 7.1, 7.2, 7.3 Правил предусматривают, что контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (см. Приложение). Учитывая вышеуказанные положения законодательства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, обосновано исходил из того, что в собственность или ведение администрации муниципального образования скотомогильники не передавались, на балансе администрации они не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации поселения не передавались, а потому спорные скотомогильники является бесхозяйным имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращен в муниципальную собственность. Районный суд посчитал на основании норм вышеуказанного законодательства, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ. Учитывая, что в соответствии с п.7.3 Правил указанные объекты поставлены на учет как скотомогильники, с присвоением им индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки; а ветеринарно-санитарное состояние данных скотомогильников специалистами государственной ветеринарной службы проверяется, районный суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что вышепоименованные объекты не является скотомогильниками. Судом на основании актов обследования, имеющихся в материалах дела, было установлено, что спорные бесхозяйные скотомогильники требует обустройства в соответствии Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, поскольку ряд требований к их обустройству не выполнен. При таких обстоятельствах, суд посчитал, что требования закона Правительством Саратовской области не выполняются, меры по оборудованию и содержанию скотомогильников не принимаются, в связи с чем пришел к выводу о том, что бездействием Правительства Саратовской области нарушаются не только нормы действующего законодательства, но и прав граждан, гарантированных национальным и международным правом, создаётся реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципальных образований, количество которого непостоянно, то есть права неопределённого круга лиц. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось Правительство Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Саратовской области на решение – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Судьи