Судья Денисов В.А. Дело № 33 – 5619/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 04 октября 2012 года город Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Захарова В.Н., судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М., при секретаре Низове И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 02 августа 2012 года, по делу по иску Бойко О.Б. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которым постановлено: «признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области от 05.03.2012 г. №27 об отказе Бойко О.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области включить Бойко О.Б. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а именно: с 26.10.1998 г. по 26.11.1998 г. (1 месяц), с 21.11.2005 г. по 21.12.2005 г. (1 месяц); период работы с 30.10.2007 г. по 01.03.2012 г. в должности старшей медсестры ООО «<данные изъяты> (4 года 5 месяцев 1 день) и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 01.03.2012 г.». Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области по доверенности Резванцева А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила: Бойко О.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области (далее УПФР) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Свои требования Бойко О.Б. обосновывала тем, что 01.03.2012 г. она обратилась в УПФР за назначением досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, однако решением комиссии по пенсионным вопросам при УПФР от 05.03.2012 г. № 27 ей было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.10.1998 г. по 26.11.1998 г. и с 21.11.2005 г. по 21.12.2005 г., а также период её работы с 30.10.2007 г. по 01.03.2012 г. в должности старшей медицинской сестры ООО <данные изъяты> Отказ УПФР был обоснован тем, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в стаж работы, поскольку включение указанных периодов в стаж не предусмотрено ни Правилами, от 29.10.2002г. № 781, ни Правилами, от 11.07.2002г. № 516, а предприятие такой формы собственности как ООО не поименовано в Списке от 29.10.2002 г. № 781. Истец считает отказ незаконным, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью её трудовой деятельности, также ООО <данные изъяты> осуществляет лечебную деятельность, что подтверждается лицензией, а также Уставом. Истец полагает, что имеет специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, на день обращения в УПФР - 30 лет 3 месяца 18 дней. Бойко О.Б. просила признать незаконным решение комиссии УПФР от 05.03.2012 г. № 27 об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать УПФР включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.10.1998 г. по 26.11.1998 г. и с 21.11.2005 г. по 21.12.2005 г.; период работы с 30.10.2007 г. по 01.03.2012 г. в должности старшей медицинской сестры ООО <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с дня обращения, то есть с 01.03.2012 года. Рассмотрев возникший спор, суд, постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области просит решение суда отменить с вынесением решения об отказе в иске. Автор жалобы указывает, что судом допущено нарушение норм материального права, а именно засчитаны в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.10.1998 г. по 26.11.1998 г., с 21.11.2005 г. по 21.12.2005 г. тогда как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Правилами, от 29.10.2002г. № 781, ни Правилами, от 11.07.2002г. № 516. Доводы суда о включении Бойко О.Б. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации в связи с тем, что в эти периоды за ней сохранялось место работы, заработная плата за полный рабочий день и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, считает неправомерными, т.к. в данный период Бойко О.Б. непосредственно лечебной деятельностью не занималась. Период работы истца с 30.10.2007 г. по 01.03.2012 г. в должности старшей медицинской сестры ООО <данные изъяты> не может быть включен, так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма — учреждение, общества с ограниченной ответственностью не поименованы в Списке, утвержденном постановлением от 29.10.2002 № 781. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2). Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного ст.7 названного закона пенсионного возраста, не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом, учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 23.06.2009 N 906-О-О, от 23.06.2009 N 906-О-О). Такая дифференциация, однако должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства, соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N11-П). В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым, реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Исходя, из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. Материалами дела установлено, что 01.03.2012 г. Бойко О.Б. обратилась в УПФР за назначением досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии по пенсионным вопросам при УПФР от 05.03.2012 г. № 27 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.10.1998 г. по 26.11.1998 г. и с 21.11.2005 г. по 21.12.2005 г., а также период работы с 30.10.2007 г. по 01.03.2012 г. в должности старшей медицинской сестры ООО <данные изъяты> Отказ УПФР был обоснован тем, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в стаж работы, поскольку включение указанных периодов в стаж не предусмотрено ни Правилами, от 29.10.2002г. № 781, ни Правилами, от 11.07.2002г. № 516, а предприятие такой формы собственности как ООО не поименовано в Списке от 29.10.2002 г. № 781. УПФР засчитало Бойко О.Б. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости 25 лет 8 месяцев 17 дней. Удовлетворяя требования истца о включении спорных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, суд исходил из того, что трудовой книжкой Бойко О.Б. подтверждается наличие у нее на день обращения в УПФР, то есть на 01.03.2012 г. специального стажа более 30 лет, что дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. На курсах повышения квалификации истец находилась согласно приказов № 147-к от 23.10.1998 г. и №125-к от 14.11.2005 г. где за ней сохранялось постоянное место работы, начислялась заработная плата, уплачивались страховые взносы. ООО «<данные изъяты> является медицинским учреждением, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с уставом общества оказание медицинских услуг является основным видом деятельности. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства. В период нахождения на курсах повышения квалификации куда была направлена Бойко О.Б. с основного места работы, действовала ст.112 КЗоТ РФ, затем ст.196 ТК РФ согласно которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности и данные периоды засчитываются в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, поскольку в этот период работник считается работающим постоянно на предприятии, которое послало на курсы повышения квалификации, т.е. сохраняется место работы (должность), сохраняется средняя заработная плата за полный рабочий день, уплачивались страховые взносы. Согласно ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. При этом, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 периоды нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы как периоды, не подлежащие включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Учитывая изложенное, суд правомерно включил спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации Бойко О.Б. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии и Правила исчисления периодов работы. Из указанного Списка и Правил следует, что в стаж работы в учреждениях здравоохранения включается работа в учреждениях всех типов независимо от их наименований. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же, по своим функциональным обязанностям, должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежат закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности, нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П). Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения. Поэтому, право Бойко О.Б. на получение пенсии, не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности. Согласно представленным в материалы дела уставным документам ООО <данные изъяты> основным видом деятельности общества является осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, оно имеет лицензию на медицинскую деятельность, оказывает медицинскую помощь населению. Вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии в данном случае должен решаться исходя из характера и специфики выполняемой работы по занимаемым должностям, нагрузки, а также с учетом направления деятельности данных учреждений (организаций). Понятие "учреждение" раскрывается в гражданском законодательстве, а применительно к медицинским учреждениям, - также и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ст. 12). Указанные Основы устанавливают, что медицинские учреждения обязательно должны являться юридическими лицами. В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами (ст. 14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"). В толковании данном в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых она работал и т.п.). Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы. Содержащийся в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем субъектам здравоохранения, в том числе и к коммерческим организациям здравоохранения, созданным в организационно-правовой форме "общество с ограниченной ответственностью", при наличии ряда условий. ООО <данные изъяты> является юридическим лицом с частной формой собственности. Медицинская деятельность является основной, несмотря на наличие иных видов деятельности указанных в уставе. Судебная коллегия полагает, что выполняемая Бойко О.Б. работа с учетом режима работы имеет повышенные психофизиологические нагрузки, связанные с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, в связи с чем районный суд правомерно включил период работы в ООО «Доктор Дент» в стаж работы истцу. При включении спорных периодов трудового стажа будет достаточно для назначения истцу пенсии с момента обращения – 01.03.2012 г. Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 02 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: