Судья Терехова-Сидоркина О.В. Дело № 33 – 5832/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 октября 2012 года город Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И., судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А., при секретаре Низове И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда города Саратова от 09 июля 2012 года по иску прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог, которым постановлено: обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в срок до 01 июля 2013 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования в городе Саратове: по улице Тарханская города Саратова, протяженностью 453,4 м, улице Пушкина А.С. города Саратова протяженностью 382 м, улице Сызранская города Саратова протяженностью 1417,8 м, улице Ташкентская города Саратова, протяженностью 704,1 м, улице Хвесина Т.Е. города Саратова, протяженностью 589,5 м, улице Героев Краснодона, протяженностью 398,9 м, улице Глебучев овраг города Саратова, протяженностью 957,6 м., улице Актюбинская города Саратова, протяженностью 394,4 м, улице Зарубина В.С. города Саратова, протяженностью 371,3 м, улице Загорная города Саратова, протяженностью 323,8 м в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. В удовлетворении оставшихся исковых требований прокурору города Саратова отказать. Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., заслушав объяснения Семенова М.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия установила: прокурор города Саратова обратился в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» понуждении к проведению паспортизации дорог общего пользования в городе Саратове по улице Тарханская города Саратова, протяженностью 453,4 м, улице Пушкина А.С. города Саратова протяженностью 382 м, улице Сызранская города Саратова протяженностью 1417,8 м, улице Ташкентская города Саратова, протяженностью 704,1 м, улице Хвесина Т.Е. города Саратова, протяженностью 589,5 м, улице Героев Краснодона, протяженностью 957,6 м, улице Актюбинская города Саратова, протяженностью 394,4 м, улице Зарубина В.С. города Саратова, протяженностью 371,3 м, улице Загорная города Саратова, протяженностью 323,8 м в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования". Установлено, что в отношении вышеперечисленных автомобильных дорог не произведена техническая паспортизация. Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и оформляемый для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования «Город Саратов» затрагивает интересы неопределенного круга лиц, просил обязать администрацию МО «Город Саратов» и комитет дорожного хозяйства по благоустройству и транспорту администрации МО «Город Саратов» произвести паспортизацию данных автомобильных дорог в срок до 01 июля 2013 года. Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение. В апелляционной жалобе администрация МО «Город Саратов» ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норма материального права. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения каких-либо прав неопределенного круга лиц и влияние на безопасность дорожного движения отсутствие паспорта дороги. Полагает, что ссылка истца на ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизацииавтомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР, противоречит нормативным актам, действующим на момент рассмотрения дела. Так, Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию дорог общего пользования» паспортизация не относится к обязательным видам работ, а входит в прочие работы по содержанию дорог, так как не оказывает негативного влияния на безопасность дорожного движения. Указывает, что тендерные мероприятия по размещения муниципального заказа на выполнение работ по паспортизацииавтомобильных дорогбудут проведены после выделения ассигнований из бюджета МО «Город Саратов». Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа Как следует из п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава МО «Город Саратов» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в п. 12 ст. 3 Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу п. 6 ст. 13, п. 1, 2, 3, ст. 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорогосуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 2005 года "О безопасности дорожного движения", указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лицами, являющихся собственниками дорог. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорогна территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15). Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Саратов", правомерность обращения прокурора с указанными исками в суд сомнений не вызывает. Поскольку автомобильные дороги по улице Тарханская города Саратова, протяженностью 453,4 м, улице Пушкина А.С. города Саратова, протяженностью 382 м, улице Сызранская города Саратова, протяженностью 1417,8 м, улице Ташкентская города Саратова, протяженностью 704,1 м, улице Хвесина Т.Е. города Саратова, протяженностью 589,5 м, улице Героев Краснодона, протяженностью 957,6 м, улице Актюбинская города Саратова, протяженностью 394,4 м, улице Зарубина В.С. города Саратова, протяженностью 371,3 м, улице Загорная города Саратова, протяженностью 323,8 м, расположены в границах муниципального образования «Город Саратов»; являются автомобильными дорогами общего пользования и собственностью муниципального образования «Город Саратов», распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова включены в Перечень муниципальных автомобильных дорог, закрепленных за комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация должна осуществлять паспортизацию данных автомобильных дорог. Отсутствие технических паспортов, указанных в исках автомобильных дорог ответчиками не оспаривалось. В связи с этим суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование прокурора города Саратова и возложил обязанность на администрацию МО «Город Саратов» произвести паспортизацию вышеуказанных автомобильных дорог общего пользования в городе Саратове в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в срок до 01 июля 2013 года. Срок проведения администрацией МО «Город Саратов» паспортизации автомобильных дорог определен судом первой инстанции исходя из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, рассмотрения вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год в ноябре 2012 года. Отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств, для выполнения вышеуказанных работ, необходимость произвести перераспределение денежных средств для выполнения решения суда, само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. С учетом приведенных обстоятельств оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется. Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда города Саратова от 09 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: