№ 21-173 от 15.07.2011 г.



Дело № 21-173

решение

15 июля 2011 года г. Саратов

Судья Саратовского областного суда Пантелеев В.М.,

при секретаре Аникиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ломова В.А. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда Саратовской области Гольцовой Е.С. от 24.02.2011 г. и решение Кировского районного суда г. Саратова от 29 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении директора государственного автономного образовательного учреждения «Учебный центр транспортной отрасли» Ломова В.А.,

установил:

постановлением государственного инспектора труда по правовым вопросам государственной инспекции труда Саратовской области Гольцовой Е.С. директор государственного автономного образовательного учреждения «Учебный центр транспортной отрасли» (далее – ГАОУ «УЦТО») Ломов В.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 4500 рублей.

Решением Кировского районного суда г. Саратова от 29 апреля 2011 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Ломова В.А. – без удовлетворения.

В жалобе на указанные постановление и решение суда Ломов В.А. просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что он не был извещен о времени и месте составления акта проверки и протокола о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении него; не был извещен о времени и месте рассмотрения данного дела; ему не были разъяснены права и обязанности; он не был ознакомлен с административными материалами. Указанные обстоятельства исключили возможность его правовой защиты при рассмотрении этого дела. Считает, что не было установлено событие административного правонарушения, его вина в совершении данного правонарушения.

Ломов В.А., должностное лицо Гольцова Е.С. извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили.

Представитель Ломова В.А. - Картовников А.Е., доводы жалобы поддержал.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (с изменениями от 07.02.2011 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В распоряжении от 31.01.2011 г. в п. 4 указано следующее: настоящая проверка проводится с целью обеспечения реализации государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты трудовых прав и интересов работников и работодателей, рассмотрение обращения

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (с изменениями от 07.02.2011 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, лицензионного контроля, государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, государственного строительного надзора, контроля и государственного надзора в области связи, контроля в области обращения и защиты информации, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны, контроля за оборотом оружия, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, государственного контроля и надзора за промышленностью и безопасностью, надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут останавливаться другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (с изменениями от 07.02.2011 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до 1 июля 2011 г. положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что Ломов В. А., являясь директором ГАОУ «УЦТО», не обеспечил надлежащего исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей по соблюдению трудового законодательства, в результате чего были допущены следующие нарушения.

В соответствии с приказом от 29.12.2010 г. К.А.Н. уволен 29.12.2010 г. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – по соглашению сторон – на основании личного заявления. С приказом об увольнении ознакомлен под роспись. Трудовая книжка получена в день увольнения, что подтверждается подписью К.А.Н.

В нарушение ст. ст. 140, 127 ТК РФ окончательный расчет К.А.Н. не был выплачен в день увольнения. Согласно платежному поручению от 31.12.2010 г. К.А.Н. перечислено 15623,19 руб., что подтверждается отметкой банка.

В нарушение ст. 236 ТК РФ К.А.Н. не начислена и не выплачена компенсация за задержку выплаты окончательного расчета за каждый день просрочки из расчета не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм.

Согласно п. 3.8 Положения об оплате и стимулировании труда работников ГАОУ "Учебный центр транспортной отрасли" премия выплачивается работнику одновременно с заработной платой в зависимости от периода премирования в месяц, следующий за расчетным.

Согласно платежному поручению от 31.12.2010г. К.А.Н. перечислена премия за октябрь 2010 г.

В нарушение ст. 236 ТК РФ К.А.Н. не начислена и не выплачена компенсация за задержку выплаты премии за октябрь 2010г. за каждый день просрочки из расчета не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм.

В соответствии с приказом от 28.12.2010 г. Т.А.Н. уволен 28.12.2010 г. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – по соглашению сторон – на основании личного заявления. С приказом об увольнении ознакомлен под роспись. Трудовая книжка получена в день увольнения, что подтверждается подписью Т.А.Н.

В нарушение ст.ст. 140, 127 ТК РФ окончательный расчет Т.А.Н. не был выплачен в день увольнения. Согласно платежной ведомости от 13.01.2011 г. Т.А.Н. выплачено 3519,39 руб.

В нарушение ст. 236 ТК РФ Т.А.Н. не начислена и не выплачена компенсация за задержку выплаты окончательного расчета за каждый день просрочки из расчета не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм.

Согласно п. 3.8 Положения об оплате и стимулировании труда работников ГАОУ "Учебный центр транспортной отрасли премия выплачивается работнику одновременно с заработной платой в зависимости от периода премирования в месяц, следующий за расчетным.

Согласно платежной ведомости от 13.01.2011 г. Т.А.Н. перечислена премия за октябрь 2010 г.

В нарушение ст. 236 ТК РФ Т.А.Н. не начислена и не выплачена компенсация за задержку выплаты денежных средств за каждый день просрочки из расчета не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм.

Согласно разделу 3.8 Положения об оплате и стимулировании труда работников ГАОУ "Учебный центр транспортной отрасли" премирование работников учреждения осуществляется за индивидуальный вклад в коллективные результаты труда. Премирование осуществляется при наличии финансовой возможности и достижении определенных производственных показателей, что обеспечивает непосредственную связь премиальных выплат с результатами трудовой деятельности учреждения. Учет показателей производится ежемесячно. Общий размер ежемесячной премии не более 75% месячного (должностного) оклада, и устанавливается комиссией по рассмотрению премий, в зависимости от личного вклада в общие результаты работы коллектива. Источником выплаты премии является фонд заработной платы, предусмотренный сметой расходов.

Согласно справке-объяснению премия за ноябрь 2010 г. не была начислена К.А.Н., Т.А.Н., Е.Н.В. в связи с отсутствием финансовой возможности учреждения, что соответствует п. 3.2 Приложения № 1 к Коллективному договору ГАОУ «УЦТО» и оплате и стимулировании труда работников ГАОУ «УЦТО», из которого следует, что премирование осуществляется при наличии финансовой возможности и достижении определенных производственных показателей, что обеспечивает непосредственную связь премиальных выплат с результатами трудовой деятельности учреждения.

Однако работодателем не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие финансовой возможности и протоколы комиссии по рассмотрению премий. В нарушение ст.ст. 8, 129, 235, 191 ТК РФ, Положения об оплате и стимулировании труда работников ГАОУ "Учебный центр транспортной отрасли" К.А.Н., Т.А.Н., Е.Н.В. не была выплачена премия за ноябрь 2010г.

В нарушение ст.ст. 189, 195 ТК РФ в правилах внутреннего трудового распорядка отсутствует раздел, определяющий порядок структурного подразделения организации, их заместителей по требованию органа работников.

Согласно коллективному договору, правилам внутреннего трудового распорядка заработная плата выплачивается 10 и 25 числа. Однако, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается в иные сроки а именно:

Согласно платежному поручению от 27.12.2010 г. работникам перечислен аванс за декабрь 2010 г., что подтверждается отметкой банка.

Согласно платежному поручению от 28.12.2010 г. работникам перечислен аванс за декабрь 2010 г., что подтверждается отметкой банка.

В нарушение ч. 8 ст. 136 ТК РФ согласно платежному поручению от 13.01.2011 г. работникам перечислена заработная плата за декабрь 2010 г., что подтверждается отметкой банка.

В нарушение ст. 236 ТК РФ работникам не начислена и не выплачена компенсация за задержку выплаты заработной платы за каждый день просрочки из расчета не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм.

В нарушение ст. 66 ТК РФ, Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них не прошита, не пронумерована и не скреплена печатью организации.

В нарушение ст. 66 ТК РФ, Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей", утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225, отсутствует приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее.

В нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не проведена аттестация рабочих мест работников.

При изучении материалов дела об административном правонарушении установлено место совершения правонарушения ГАОУ «УЦТО» – <адрес>, а также то, что директором ГАОУ «УЦТО» Ломовым В.А. действительно было нарушено трудовое законодательство. Указанные выше нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения директором ГАОУ «УЦТО» Ломовым В.А. действующего законодательства о труде. Данные нарушения подтверждаются актом проверки, справкой о выплате заработной платы, протоколом об административном правонарушении, справками – объяснениями и.о. главного бухгалтера ГАОУ «УЦТО».

При таких обстоятельствах, должностное лицо и суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Ломова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27 КоАП. Указанный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении.

Довод жалобы о том, что Ломов В.А. не был извещен о времени составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении, не может быть принят во внимание, поскольку районным судом сделан правомерный вывод о том, что из представленных документов видно, что директор извещался о времени составления протокола и рассмотрения протокола об административном правонарушении, ему также разъяснялись все права и обязанности. Поэтому воспользоваться предусмотренными правами он мог в любое время и его права нарушены не были.

Так, согласно исходящему письму от 18.02.2011 г. в адрес ГАОУ «УЦТО» были направлены для ознакомления и исполнения акт проверки соблюдения требований трудового законодательства от 18.02.2011 г., предписание от 18.02.2011 г., протокол от 18.02.2011 г. в отношении должностного лица Ломова В.А., протокол от 18.02.2011 г. в отношении юридического лица, определение о назначении времени и мета рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Ломова В.А. и определение в отношении юридического лица.

На основании пояснений представителя государственной инспекции труда в Саратовской области, районным судом установлено, что принимать указанные документы 18.02.2011 г. факсом и нарочно сотрудники ГАОУ «УЦТО» отказались, сославшись на окончание рабочего дня. В связи с чем, все документы были направлены факсимильной связью 21.02.2011 г., а также вручены секретарю ГАОУ «УЦТО». Указанные обстоятельства подтверждаются сопроводительным письмом должностного лица, на котором имеется штамп ГАОУ «УЦТО» о приеме письма от 21.02.2011 г.(л.д.39).

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушение рассмотрение дела в отношении директора ГАОУ «УЦТО» назначено на 24.02.2011 г. в 10 час. 00 мин., в отношении юридического лица ГАОУ «УЦТО» на 24.02.2011 г. на 10 час. 30 мин.

В указанное время директор ГАОУ «УЦТО» Ломов В.А. или его представитель по доверенности, в инспекцию не явился. Документов, подтверждающих уважительность неявки его или иного представителя по доверенности, в инспекцию представлено не было.

Согласно письму от 24.02.2011 г. в адрес ГАОУ «УЦТО» направлены постановление от 24.02.2011 г. в отношении должностного лица и постановление от 24.02.2011 г. в отношении юридического лица.

Указанные документы получены секретарем ГАОУ «УЦТО», что подтверждается штампом от 24.02.2011 г.

Государственный инспектор труда Гольцова Е.С. в суде пояснила, что 25.02.2011 г. в первой половине дня курьером ГАОУ «УЦТО» в инспекцию были переданы незаверенные копии документов, в том числе приказ от 21.02.2011 г. о служебной командировке директора с 21.02.2011 г. по 25.02.2011 г., подписанный директором ГАОУ «УЦТО» Ломовым В.А. Указанные сведения не были оспорены, а потому суд первой инстанции признал, что 21.02.2011 г. Ломов В.А. находился на своем рабочем месте в г. Саратове и был ознакомлен с направленными в этот день государственным инспектором труда Гольцовой Е.С. документами (актом проверки, предписанием, протоколами, определениями о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении), а, соответственно, и о назначении рассмотрения дела на 24.02.2011 г. в отношении должностного лица и юридического лица.

Нельзя признать обоснованными доводы жалобы, содержащие несогласие с оценкой, данной судом обстоятельствам дела, поскольку такое несогласие не является основанием к отмене постановлений по делу об административном правонарушении.

В силу положений ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, судья, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Должностным лицом и судом первой инстанции всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки не имеется.

Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Ломов В.А. в суде первой инстанции в обоснование своей жалобы на постановление должностного лица, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.

Наказание Ломову В.А. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа. Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ. Нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Постановление должностного лица и решение районного суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к их отмене не имеется.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление государственного инспектора труда(по правовым вопросам) Государственной инспекции труда Саратовской области Гольцовой Е.С. и решение Кировского районного суда г. Саратова от 29 апреля 2011 года оставить без изменения, жалобу Ломова В.А. – без удовлетворения.

Судья В.М. Пантелеев