Судья: ФИО1 Дело № ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Судья Саратовского областного суда Коршунов Р.В., при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора МОУ СОШ <адрес> ФИО4 на решение судьи Пугачевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением государственного инспектора по охране природы по муниципальным образованиям Пугачевского, Ивантеевского, Краснопартизанского, Перелюбского и <адрес>ов управления охраны окружающей среды комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ФИО3 (далее Инспектор) от ДД.ММ.ГГГГ директор МОУ СОШ <адрес> (далее Школа) ФИО4 привлечена к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в связи с тем, что Школой в установленные сроки не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2009 года. Решением судьи Пугачевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в удовлетворении жалобы на указанное постановление. ФИО4 обратилась в Саратовский областной суд с жалобой на решение суда и постановление должностного лица. В обоснование жалобы указала на неправильное применение должностным лицом и судом норм материального права. По ее мнению, судом неверно сделан вывод о том, что Школа является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, Школа не размещает отходов в объектах размещения отходов, не осуществляет негативного воздействия на окружающую среду по смыслу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Защитник ФИО4 ФИО5 поддержал доводы жалобы. Суд, проверив материалы дела в полном объеме, находит правильным отменить все состоявшиеся по делу решения и производство по делу прекратить по следующим основаниям. Как видно из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Инспектором проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности Школы. В ходе проверки было выявлено, что Школа в процессе деятельности образует отходы от уборки помещений и бытовые отходы, при этом платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2009 года не вносились. В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Должностное лицо и суд первой инстанции пришли к выводу, что в действиях ФИО4 имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Между тем, должностным лицом и судом не учтено, что согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов. Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица и решении суда первой инстанции указано, что Школой в установленные сроки не внесены платежи за размещение производственных и бытовых отходов на свалке ТБО Ивантеевского муниципального района за 2-4 кварталы 2009 года. Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления должностного лица не следует, что Школа занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах. Кроме того, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, не установило, какие виды деятельности осуществляются Школой, какие объекты и как эксплуатируются Школой, связана ли ее деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется. В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд решил: постановление государственного инспектора по охране природы по муниципальным образованиям Пугачевского, Ивантеевского, Краснопартизанского, Перелюбского и <адрес>ов управления охраны окружающей среды комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора МОУ СОШ <адрес> ФИО4 к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях и решение судьи Пугачевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанное постановление оставлено без изменения, отменить и дело производством прекратить за отсутствием в действиях директора МОУ СОШ <адрес> ФИО4 состава административного правонарушения. Судья Р.В. Коршунов