21-186/2010 от 09.08.2010



Дело

решение<адрес>                                                    ДД.ММ.ГГГГ

Судья Саратовского областного суда Михайлов В.Е.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев жалобу главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение министра области - председателя Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения постановления Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> - без удовлетворения,

установил:

Постановлением начальника управления охраны окружающей среды Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава Администрации Балашовского муниципального района <адрес> ФИО2 привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Решением министра области - председателя Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение министра области оставлено без изменения, жалоба главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> - без удовлетворения.

В жалобе на решение суда глава Администрации Балашовского муниципального района <адрес> просит его отменить и признать решение министра области - председателя Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Полагает, что административный орган не доказал наличия в действиях главы Администрации состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ. Кроме того, указывает на то, что внеплановая проверка проведена без согласования с прокуратурой, не представлены доказательства извещения главы Администрации о проведении мероприятий по контролю в виде внеплановой проверки, с актом проверки глава Администрации не ознакомлен.

Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В качестве причины пропуска срока указывается на то, что оспариваемое решение суда поступило в адрес Администрации Балашовского муниципального района <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок обжалования пропущен по уважительной причине.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав объяснения защитника главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> ФИО3, действующей по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, представителя Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ФИО4, полагавшего решение районного суда законным и обоснованным, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Отсчёт срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам, применяемым и в уголовном, и в гражданском процессе. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днём срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Как видно из материалов дела копия решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поступила в Администрацию Балашовского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствует уведомление о вручении почтовой корреспонденции (л.д.99). Следовательно, последним днём подачи жалобы на указанное решение являлось ДД.ММ.ГГГГ Жалоба на решение суда направлена почтой ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Таким образом, суд второй инстанции приходит к выводу об отказе в восстановлении процессуального срока на подачу жалобы на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что срок на её подачу не пропущен.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

Субъектами правонарушения являются лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.

Как усматривается из материалов дела, Комитетом охраны окружающей среды и природопользования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Администрацией Балашовского муниципального района требований природоохранного законодательства при организации, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Балашовского муниципального района.

Указанная внеплановая проверка проведена без согласования с органами прокуратуры, поскольку положения ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривают необходимость такого согласования при проведении внеплановой проверки только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса.

Проверкой выявлены нарушения ст.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления": Администрацией Балашовского муниципального района не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Балашовского муниципального района.

По результатам проверки вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Решением министра области - председателя Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление оставлено без изменения, указано, что невыполнение Администрацией Балашовского муниципального района <адрес> своих полномочий выразилось в выделении земельного участка под полигон твёрдых бытовых отходов без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения, в связи с чем, ФИО2, как глава Администрации, обоснованно привлечён к ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.

Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст.12 данного Федерального закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.13220-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что одним из основных способов складирования отходов производства является складирование вне производственной территории - усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению.

В соответствии с подпунктами 3.3 и 3.4 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии с гигиеническими требованиями выбранного участка для устройства полигона ТБО выдаёт территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес>.

Вместе с тем, ст. 8.1 КоАП РФ не возлагает на орган местного самоуправления ответственность за ненадлежащую организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом административный орган не доказал факта эксплуатации Администрацией Балашовского муниципального района <адрес> предприятий, сооружений и иных объектов, связанных с утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.

Изложенные в материалах административного дела обстоятельства не соответствуют объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, сами по себе не свидетельствуют о наличии в действиях главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> состава вменяемого административного правонарушения.

Доказательств, подтверждающих несоблюдение главой Администрации Балашовского муниципального района <адрес> в момент проведения проверки экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, в материалах дела не представлено.

Кроме того, существо инкриминируемого правонарушения не отражено в протоколе об административном правонарушении, в котором кроме ссылок на ст.7 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и ст.15 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления", носящих общий характер, не указано, на основании каких специальных правовых норм и в связи с какой конкретно осуществляемой деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, Администрации Балашовского муниципального района <адрес> вменяется административное правонарушение, требования каких специальных норм в области охраны окружающей среды ею не были исполнены.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности совершения главой Администрации Балашовского муниципального района <адрес> ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Судом первой инстанции допущены неполнота и односторонность судебного разбирательства, которые не позволяют с достоверностью сделать вывод о наличии в действиях главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учётом изложенного, постановление должностного лица и решение суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение министра области - председателя Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении главы Администрации Балашовского муниципального района <адрес> ФИО2 отменить, производство по делу - прекратить.

Судья