21-409/2011 от 26.12.2011 по ч.2 ст.12.1 КоАп РФ



Судья: Горбунов И.Г. Дело № 21-409/11

РЕШЕНИЕ

26 декабря 2011 года г. Саратов

Судья Саратовского областного суда Коршунов Р.В.,

при секретаре Ребневой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сербинова П.В. на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 28 ноября 2011 года,

установил:

01.11.2011 года ИДПС ГИБДД МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области вынес в отношении Сербинова П.В. постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ, выразившимся, по мнению должностного лица, в том, что 01.11.2011 года в 00 час 20 мин Сербинов П.В. у д. 2 по пр. Героев г. Балаково Саратовской области в нарушение п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, прилагаемых к Правилам дорожного движения РФ, управлял а/м ВАЗ 21070 н/з Х с непройденным государственным техническим осмотром. Данным постановлением Сербинов П.В. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 28 ноября 2011 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Сербинова П.В. без удовлетворения.

В жалобе Сербинов П.В. ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу, считает решение судьи незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, ссылается на то, что он мог не проходить технический осмотр, поскольку при покупке им автомобиля был оставлен прежний номер и бывшим собственником Сербинову П.В. был передан талон государственного технического осмотра, срок очередного прохождения которого был указан «май 2011 года». Считает, что судья должен был применить Постановление Правительства РФ от 24 мая 2011 года № 413 «Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ».

Сербинов П.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежаще, заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела от него не поступило. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Сербинова П.В.

Проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимости осуществления адекватного контроля, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области (статьи 1 - 3, 5, 15 - 17).

Данным Законом предусмотрено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру, порядок проведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 17).

Указанному требованию корреспондируют положения пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в силу которых запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственный технический осмотр.

При этом согласно примечанию к этой норме без прохождения государственного технического осмотра эксплуатация транспортного средства после регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, допускается в течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

31 июля 1998 г. в целях реализации вышеназванных норм Правительством Российской Федерации принято постановление N 880, которым утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения основными задачами, решаемыми при государственном техническом осмотре, являются:

а) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

б) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;

в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

г) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

д) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

е) контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности;

ж) формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.

В абзаце первом пункта 5 Положения содержится предписание о том, что лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании (далее именуются - собственники (представители собственников), обязаны представлять транспортные средства на первый государственный технический осмотр в течение 30 суток после его государственной регистрации в Госавтоинспекции, а впоследствии - в конкретные год и месяц, которые устанавливаются Госавтоинспекцией в соответствии с периодичностью, предусмотренной пунктом 4 данного Положения, и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и др.).

Из смысла пункта 10 Положения следует, что факт прохождения транспортным средством государственного технического осмотра подтверждается талоном о прохождении государственного технического осмотра, выдаваемым Госавтоинспекцией. Форма указанного талона утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Данным пунктом также предусмотрено, что внесение в регистрационные документы на транспортное средство изменений, связанных с изменением сведений о собственнике (представителе собственника) или заменой государственного регистрационного знака, и выдача в связи с этим нового талона производятся без проверки технического состояния транспортного средства.

Аналогичная норма содержится в пункте 29 Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 15 марта 1999 г. N 190 (далее - Правила).

Разделом III Правил урегулирован порядок осмотра транспортного средства.

Согласно пункту 19 указанного раздела Правил в процессе осмотра транспортного средства производится проверка водительского удостоверения, документов, подтверждающих право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством и регистрационных документов на транспортное средство, а также талона о прохождении государственного технического осмотра (далее - талон), выданного собственнику (представителю собственника) транспортного средства при предыдущем осмотре, - если транспортное средство проходило осмотр в Государственной инспекции ранее.

В водительском удостоверении собственника (представителя собственника) проверяется наличие разрешающей отметки на право управления транспортным средством, представленным на осмотр.

По записям в талоне контролируется своевременность представления транспортного средства на осмотр.

Водительское удостоверение, документы, подтверждающие право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством, и регистрационные документы на транспортное средство, а также транспортное средство и его номерные агрегаты в установленном МВД России порядке и с применением технических средств проверяются на подлинность и по соответствующим федеральным информационно-поисковым системам.

При этом осуществляется проверка соответствия марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, идентификационных (порядковых производственных) номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака данным, указанным в регистрационных документах.

Из системного анализа вышеприведенных норм следует, что законодатель освобождает собственника транспортного средства при внесении в регистрационные документы на транспортное средство изменений, связанных с изменением сведений о собственнике (представителе собственника) или заменой государственного регистрационного знака, не от представления транспортного средства на технический осмотр, а от необходимости прохождения транспортным средством проверки технического состояния.

Проведение иных, предусмотренных пунктом 19 Правил, действий, которые необходимы для решения задач государственного технического осмотра, перечисленных в подпунктах "б" - "ж" пункта 2 Положения, является обязательным.

Материалами дела установлено, что 01.11.2011 года в 00 час 20 мин Сербинов П.В. у д. 2 по пр-ту Героев г. Балаково Саратовской области в нарушение вышеприведенного п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, прилагаемых к Правилам дорожного движения РФ, управлял а/м ВАЗ 21070 н/з ХХ, имея при себе талон технического осмотра, выданный предыдущему собственнику транспортного средства З., то есть управлял транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра.

Вина Сербинова П.В. в указанном правонарушении подтверждается протоколом о запрещении эксплуатации транспортного средства (л.д. 4), талоном государственного технического осмотра, срок действия которого истек в мае 2011 года (л.д. 5 оборот), показаниями свидетеля М. в суде первой инстанции, постановлением по делу об административном правонарушении ИДПС М., вынесенным на месте совершения правонарушения в порядке ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, в котором Сербинов П.В. не оспаривал наличие события административного правонарушения и назначенное ему административное наказание (л.д. 3).

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2011 года № 413 «Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» установлено, что срок прохождения очередного государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, указанных в подпункте "б" пункта 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", истекающий в 2011 году, переносится на 12 месяцев, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 01.07.2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм и не используемых для оказания услуг по перевозкам, и мототранспортных средств, которые выданы должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра и срок действия которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года.

Вместе с тем, довод Сербинова П.В. о том, что он мог не проходить технический осмотр, поскольку при покупке им автомобиля в июне 2011 года был оставлен прежний государственный номерной знак и предыдущим собственником Сербинову П.В. был передан талон государственного технического осмотра, не может быть принят судом во внимание, поскольку вышеприведенные нормативные положения Постановления Правительства РФ от 24.05.2011 года № 413 и Федерального закона от 01.07.2011 года № 170-ФЗ о продлении срока действия талонов государственного технического осмотра не применимы к случаю смены собственника автомобиля в силу вышеназванных задач государственного технического осмотра, закрепленных в пункте 2 Положения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Сербинова П.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ, и о законности постановления должностного лица от 01.11.2011 года. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, как должностным лицом, так и судом первой инстанции, при рассмотрении дела не допущено.

С учетом вышеизложенного оснований к отмене постановления должностного лица и решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7,30.9 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 28 ноября 2011 года оставить без изменения, а жалобу Сербинова П.В. - без удовлетворения.

Судья Р.В. Коршунов