№ 21-7 от 24.01.2012 г.



Судья Соседова Е.А. Дело № 21-7/11

РЕШЕНИЕ

24 января 2012 года г. Саратов

Судья Саратовского областного суда Полянина О.А.,

при секретаре Платицыной М.Н.,

рассмотрев жалобу Управления Федеральной Миграционной службы по Саратовской области на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 КоАП РФ,

установил:

Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2011 года отменено постановление заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Саратовской области от 15.09.2011 г., которым директор МУП <данные изъяты> Карпенко Т.С. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 руб., производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе на не вступившее в законную силу судебное постановление, поступившей в областной суд, заместитель начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Саратовской области просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение судье, правомочному рассматривать дело, мотивируя тем, что судом при рассмотрении дела допущено нарушение процессуальных требований, поскольку жалоба принята и рассмотрена судом с нарушением требований п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, а именно: постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Дело в отношении Карпенко Т.С. рассмотрено по адресу: <адрес>, что относится к территориальности <адрес>, ходатайство о передаче дела по подсудности удовлетворено не было.

Не согласен также с тем, что в действиях Карпенко Т.С. отсутствует состав административного правонарушения в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2011 г. № 654 в п. 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007г. № 9, а также изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2010г. №385-ФЗ в ч.2 ст.23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», согласно которому с 15.02.2011 г. отменена обязанность принимающей стороны направлять в орган миграционного учета отрывной бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина.

Так, Пунктом 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, признанным недействующим решением Верховного Суда РФ от 14.07.2011 г. № ГКПИ11-723 регулировались правоотношения, не связанные с пребыванием иностранного гражданина в гостинице, и речь шла только о принимающей стороне, для которой установлен двухдневный срок возвращения отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина (физические лица, работодатели). Для администрации гостиницы установлен специальный срок уведомления об убытии иностранного гражданина (не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина), в связи с чем, заявитель считает что п.39 Правил на гостиницы не распространяется и не влечет изменение порядка уведомления гостиницами органов миграционного учета об убытии иностранного гражданина. Считает, что по аналогии закона применению подлежат нормы п.45 Правил, тем более, согласно ч.4 ст.23 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при убытии иностранного гражданина из гостиницы, уведомление органа миграционного учета администрацией гостиницы возможно с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 г. № 310 утверждены Правила передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытия из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, согласно которым необходимо заключение соглашения между поставщиком и получателем сведений, предусматривающего в числе прочих условия использования электронной цифровой подписи при осуществлении информационного обмена сведениями. Считает, что уведомление органа миграционного учета посредством телефонной связи, как одного из способов доступной формы уведомления, действующим законодательством не предусмотрено. Считает, что именно Карпенко Т.С. является надлежащим должностным лицом, подлежащим административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, а не дежурная по этажу, на которую приказом директора гостиницы возложена обязанность уведомлять УФМС России по Саратовской области в г.Балашове об убытии иностранного гражданина.

Проверив законность и обоснованность вынесенного решения судьи в полном объеме (п.3 ст.30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области Гараниной С.А., заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Саратовской области Зотова Д.Ю., поддержавших жалобу, а также представителя лица, привлеченного к административной ответственности, Зусман Е.М., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Из протокола от 05 сентября 2011 года, следует, что 30 августа 2011 г. при проведении выездной проверки соблюдения миграционного законодательства в МУП <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что МУП <данные изъяты>, являясь стороной, принимающей иностранного гражданина, при убытии из гостиницы гражданина Таджикистана К.А.А. 26 июля 2011 года в установленный срок – не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, т.е. до 12 часов дня 27 июля 2011 года, не уведомило об убытии указанного иностранного гражданина орган миграционного учета - отдел УФМС России по Саратовской области в г.Балашове, тем самым не исполнило своих обязанностей об уведомлении в установленном порядке органа миграционного учета об убытии иностранного гражданина из гостиницы.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30.08.2011г., с которым Карпенко Т.С. ознакомлена под роспись 30.08.2011 г., получила копию 05.09.2011г. (л.д.9), протоколом об административном правонарушении от 05.09.2011 г. (л.д.6), постановлением от 15.09.2011г. заместителя начальника ОИК УФМС России по Саратовской области (л.д.5).

В соответствии с ч.4 ст.18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из общих положений Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).

В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания он предоставляет принимающей стороне необходимые документы (подпункт 1); принимающая сторона, в свою очередь, в установленном законом порядке предъявляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания (подпункт 2). При этом в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9) принимающая сторона выражает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, дополнительно скрепляемой печатью, в случае, если в качестве принимающей стороны выступает организация (пункт 25).

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" осуществляется органом миграционного учета после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (с указанием в этой части бланка даты его убытия из места пребывания), которая должна быть направлена ею в данный орган не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания.

Отсутствие в законе прямого упоминания об обязанности иностранного гражданина вернуть отрывную часть бланка уведомления принимающей стороне, официально подтвердившей свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина и тем самым добровольно принявшей на себя соответствующие обязательства по осуществлению миграционного учета, само по себе не может служить основанием для ее освобождения от необходимости предпринять все доступные меры для исполнения адресованных ей требований миграционного законодательства.

Принимающая сторона в целях исполнения обязанности, возложенной на нее пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", должна заблаговременно предпринять все возможные усилия для получения от иностранного гражданина отрывной части бланка уведомления, а в случае его убытия без возврата данного документа - проинформировать об этом территориальный орган миграционного учета в любой доступной форме, обеспечивающей адекватное и своевременное доведение до него соответствующих сведений.

Из этого исходит и Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июля 2009 года №159), который, закрепляя административную процедуру снятия иностранных граждан с миграционного учета, фактически обязывает территориальные органы миграционной службы в случае, если иностранный гражданин убыл из места пребывания, не передав принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления, не препятствовать ей в исполнении соответствующей обязанности посредством подачи мотивированного заявления в произвольной форме о снятии такого иностранного гражданина с учета по месту пребывания (пункт 63.1).

Согласно п.3 ст.23 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 03.12.2011г.) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации") при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания администрация указанных организации или учреждения обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.

При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания, либо из специального учреждения для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо из учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения об убытии данного иностранного гражданина из указанного места пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации (п.4 ст.23 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 03.12.2011г.) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации")

При убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 настоящих Правил, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания.

В п.44 Правил указаны организации, на которые возложена обязанность уведомления территориального органа УФМС как о прибытии, так и убытии иностранного гражданина, в частности, к ним относятся организации, оказывающие гостиничные услуги (за исключением гостиниц), санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, туристская база, кемпинг, больница либо иное учреждение здравоохранения или социального обслуживания, либо специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо учреждение, исполняющее уголовное или административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения).

Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (п.45 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 04.08.2011) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Разделом III Правил регулируются вопросы постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета.

Правила устанавливают порядок и условия передачи гостиницей или иной организацией, оказывающей гостиничные услуги, санаторием, домом отдыха, пансионатом, детским оздоровительным лагерем, туристской базой, кемпингом, больницей, иным учреждением здравоохранения или социального обслуживания, либо специальным учреждением для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо учреждением, исполняющим уголовное или административное наказание, в орган миграционного учета сведений о прибытии в указанное место пребывания и убытии из него иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 N 310 "Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи").

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О связи" под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, а под линиями связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

В соответствии с пунктом 35 указанной статьи под электросвязью понимаются любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам; следовательно, телефонная связь относится также к видам электросвязи.

Подпунктом "а" пункта 37 Правил предусмотрено, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае его убытия из места пребывания на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии.

В силу пункта 39 Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Согласно статье 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ, в редакции от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае: 1) постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; 2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации (часть 1). Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета: 1) по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 данной статьи, - после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; 2) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 этой статьи, - после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации (часть 2).

Из приведенных норм видно, что в настоящее время убытие иностранного гражданина из места пребывания не является основанием для снятия его с учета по месту пребывания. При этом, действующая редакция статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не предусматривает также обязанность принимающей стороны направлять в соответствующий орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

При таких обстоятельствах подпункт "а" пункта 37 и пункт 39 Правил не могут быть признаны законными, поскольку противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу (Решение Верховного Суда РФ от 14.07.2011 N ГКПИ11-723 «О признании недействующими подпункта "а" пункта 37 и пункта 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).

Судом также установлено, что между МУП <данные изъяты> и отделом ОУФМС России по Саратовской области в г.Балашове сложился согласованный способ уведомления - об убытии иностранных граждан по телефону и согласно показаний свидетеля Х.В.П. происходили в установленный срок (л.д.32-33).

Доказательства, положенные судом в основу вывода об отсутствии в действиях Карпенко Т.С. состава административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований и вышеназванных норм материального права.

Довод жалобы УФМС о том, что судом при рассмотрении дела допущено нарушение процессуальных требований, поскольку жалоба принята и рассмотрена судом с нарушением требований п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, а именно: постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела является необоснованным.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно положениям ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 30 Постановления Пленума от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол.

Поскольку, юрисдикция должностного лица вынесшего постановление по делу об административном правонарушении распространяется на территорию г.Балашова и Балашовского района Саратовской области судья правомерно рассмотрел жалобу Карпенко Т.С. без передачи по подсудности в Ленинский районный суд г.Саратова.

Доводы жалобы, содержащие несогласие с данной судом оценкой материалам административного дела, являются несостоятельными.

Кроме того, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в их совокупности.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Карпенко Т.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, нахожу соответствующим установленным обстоятельствам, основанным на исследованных всесторонне и полно доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений судом при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Карпенко Т.С. оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной Миграционной службы по Саратовской области - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина