21-213 от 27.07.2012 года



Судья Степанова О.В. Дело № 21-213/2012 РЕШЕНИЕ 27 июля 2012 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Пескова Ж.А.,

при секретаре Григорьевой Ю.А.,

рассмотрев жалобу главы администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области Завертяева Д.А. на решение Советского районного суда Саратовской области от 10.05.2012 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовкой области от 30.03.2012 года о привлечении Завертяева Д.А. к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания,

установил:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 30.03.2012 года глава администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области Завертяев Д.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Советского районного суда Саратовской области от 10.05.2012 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Завертяева Д.А. оставлена без удовлетворения.

Завертяев Д.А. обратился в Саратовский областной суд с жалобой на указанные решение судьи и постановление должностного лица, просит их отменить, производство по административному делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает на то, что при проведении внеплановой выездной проверки администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области государственным инспектором труда ФИО5 был нарушен порядок проведения указанной проверки, определенный статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверив законность и обоснованность вынесенного решения районного суда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 2 статьи 10 указанного закона предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Анализируя указанные нормы закона, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что при осуществлении прокурорского надзора положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Советского района Саратовской области в соответствии с пунктом 6 плана работы на 1 полугодие 2012 года в период с 29.03.2012 года по 30.03.2012 года совместно с инспектором Государственной инспекции труда по Саратовской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда в администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что главой администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области Завертяевым Д.А. были допущены следующие нарушения трудового законодательства:

в нарушение пункта 1.4.4 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» не обеспечено проведение инструктажа неэлектрическому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током; результаты инструктажа не оформляются в специальном журнале установленной формы;

в нарушение статьи 212 ТК РФ не обеспечено информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; в администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области отсутствуют нормативные документы, содержащие государственные требования об охране труда; для работников не обеспечено проведение за счёт средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров; не обеспечено проведение обязательных периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих работников и предупреждения профессиональных заболеваний; не обеспечены соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обеспечен допуск до работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда и стажировку на рабочем месте;

в нарушение статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области не организовано и не обеспечено проведение предрейсового медицинского осмотра водителей с привлечением работников органов здравоохранения;

в нарушение пункта 9 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 года № 290н, не обеспечено информирование работников организации о полагающихся им средствах индивидуальной защиты;

в нарушение статьи 212 ТК РФ и пункта 4 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 года № 290н, хозяйственному персоналу администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области в соответствии с установленными нормами не обеспечена выдача сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а именно: водителю, техничке, рабочему 1 разряда; для работников не обеспечены соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

в нарушение пункта 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 года № 290н, не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки посредством ведения «Личных карточек учёта выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты»;

в нарушение пунктов 2 и 2.17 «Положения о проведении ППР производственных зданий и сооружений» в администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области не обеспечено систематическое наблюдение за эксплуатируемыми зданиями и сооружениями; не оформляются актом результаты всех видов осмотров;

в нарушение статьи 212 ТК РФ, пункта 7.2 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» не организовано и не обеспечено проведение первичного инструктажа на рабочем месте со всеми вновь принятыми работниками администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области; результаты инструктажа не отражаются в журнале установленной формы;

в нарушение статьи 212 ТК РФ, пункта 2.14 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний по охране труда работников организаций, утверждённого Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 года № 1/29, пункта 7.2 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» с работниками администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области до начала самостоятельной работы не обеспечено проведение стажировки на рабочем месте под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением).

Завертяев Д.А. назначен главой администрации Пушкинского муниципального образования решением Совета депутатов Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области от <дата> .

Постановление о назначении административного наказания от 30.03.2012 года вынесено во исполнение распоряжения исполняющего обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО6 от <дата> по требованию прокуратуры Советского района Саратовкой области от <дата> . Основанием проведения проверки явился прокурорский надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2012 года.

Довод жалобы о том, что в силу статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен полномочиями проверять исполнение законов только в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями не состоятелен, основан на неправильном толковании норм права.

Несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

При таком положении следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях Завертяева Д.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Наказание Завертяеву Д.А. назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.

С учетом вышеизложенного, постановление должностного лица и решение суда первой инстанции являются законными и обоснованными, оснований к их отмене не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

решение Советского районного суда Саратовской области от 10.05.2012 года и постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 30.03.2012 года о привлечении главы администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области Завертяева Д.А. к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - оставить без изменения, жалобу главы администрации Пушкинского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области Завертяева Д.А. - без удовлетворения.

Судья Ж.А. Пескова