№ 12-81 от 10.06.2011 г.



Дело № 12-81

решение10 июня 2011 года г. Саратов

Судья Саратовского областного суда Пантелеев В.М.,

при секретаре Аникиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» на постановление Кировского районного суда г. Саратова от 19 мая 2011 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Кировского районного суда г. Саратова от 19 мая 2011 года общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Фортуна» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток.

В жалобе на указанное постановление ООО «Фортуна» ставит вопрос о его отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что ГОСТ 16140-77, на который ссылается государственный инспектор труда, распространяется на металлические сборно-разборные стеллажи для тарных и штучных грузов, а ГОСТ 26756-85 – на изделия мебели для предприятия торговли, предназначенный для оснащения всех типов магазинов (торговых залов и подсобных помещений) и залов товарных образцов оптовых баз, к которым, в частности, относятся и стеллажи, в данном случае – стеллажные системы серии «СК» и серии «СМС». Все стеллажи, имеющиеся в ООО «Фортуна», соответствуют ГОСТу 26756-85 «Мебель для предприятий торговли. Общие технические условия», что подтверждается сертификатами соответствия. В соответствии с указанным ГОСТом: испытания на устойчивость, предельную нагрузку и прогиб стеллажей произведены производителем; их дополнительная проверка на месте эксплуатации не предусмотрена: маркировка стеллажей была нанесена на упаковку, поскольку стеллажная мебель транспортировалась в разобранном виде; обязательное крепление стеллажных систем к полу не требуется; имеется паспорт на стеллажи серии «СК», техническое описание серии стеллажной мебели для предприятий торговли проект «СК», технический каталог стеллажных систем. Считает, что ООО «Фортуна» не допущено нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Представитель ООО «Фортуна» Митина Н.В. доводы жалобы поддержала.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

Согласно материалам дела 12 мая 2011 года государственной инспекцией труда по Саратовской области проведена внеплановая выездная проверка деятельности обособленного подразделения «Барс» (далее - ОП «Барс») ООО "Фортуна" расположенного по адресу: <адрес>, с целью проверки обеспечения реализации государственных гарантий трудовых прав и свод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты трудовых прав и интересов работников.

Проверкой установлено, что организация эксплуатации стеллажей металлических сборно-разборных, находящихся в торговом помещении обособленного подразделения «Барс» (далее - ОП «Барс») ООО "Фортуна", не соответствует нормативно-техническим требованиям, а именно п.п. 2.14, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 6.3, 7.1, 8.3 ГОСТ 16140-77 «Стеллажи сборно-разборные. Технические условия», а также положениям ст. 22, п. 1, 3, 14 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.

По результатам проверки, 12 мая 2011 г. составлены протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности.

Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами, наличие указанных нарушений подтверждается фотографиями (л.д. 12-14). Кроме того, факт наличия указанных должностным лицом обстоятельств не оспаривается заявителем, в жалобе выражается лишь несогласие с их отнесением к нарушениям.

Доводы жалобы о том, что стеллажные системы, используемые ООО "Фортуна", соответствуют требованиям ГОСТа 26756-85 "Мебель для предприятий торговли. Общие технические условия" не могут быть приняты во внимание, поскольку Межотраслевыми правилами по охране труда в розничной торговле ПОТ РМ 014-2000, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 16.10.2000 г. №74(далее – Правила), установлены, в том числе, требования к торгово-технологическому оборудованию, согласно которым:

- торгово-технологическое оборудование должно быть безопасным для работников при его монтаже, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, транспортировании и хранении (п.5.1.2),

- на все оборудование должна быть техническая документация (паспорт, руководство по эксплуатации (п. 5.1.3.),

- пристенное торговое оборудование должно иметь маркировку допускаемой нагрузки каждой полки и общую (п.5.4.10),

- стеллажи должны соответствовать ГОСТ 14757 и ГОСТ 16140-77 (п.5.4.15),

- стеллажи в помещениях должны быть прочными, устойчивыми и крепиться между собой и к конструкциям зданий (п.5.4.16).

Указанные Правила распространяются на работодателей и работников организаций розничной торговли независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд (далее именуются - организации), выполняющих все виды работ, связанные с куплей-продажей товаров и оказанием торговых услуг покупателям (п. 1.1.1 Правил). Выполнение требований, содержащихся в Правилах, по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, занятых оказанием услуг, возлагается на работодателя, а также граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд (п.1.1.2 Правил). Правила действуют на территории Российской Федерации и устанавливают единые требования по охране труда к рабочим местам и организации работ (п.1.1.3 Правил).

Таким образом, при эксплуатации стеллажей, в данном случае стеллажей сборно-разборной конструкции, необходимо руководствоваться именно ГОСТом 16140-77 "Стеллажи сборно-разборные. Технические условия".

Из содержания межгосударственного стандарта ГОСТ 26756-85 «Мебель для предприятий торговли. Общие технические условия», на который ссылается ООО «Фортуна», следует, что изделия должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта (п.1.1). Данное указание свидетельствует о применении указанного ГОСТа 26756-85 при изготовлении мебели для предприятий торговли, иных целей в нём не содержится.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Фортуна" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП. Указанный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, оснований для их переоценки не имеется.

Наказание ООО «Фортуна» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, вывод суда о необходимости назначения административного наказания в виде приостановления деятельности мотивирован и в жалобе не оспаривается.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление Кировского районного суда г. Саратова от 19 мая 2011 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» – без удовлетворения.

Судья В.М. Пантелеев