Судья: ФИО1 Дело № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ РЕШЕНИЕ Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И., при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эверест» ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Эверест», на постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установил: В период с 09 часов до 11 часов ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях ООО «Эверест», расположенных по адресу: <адрес>, пл. ХХХ д. № Х. В результате были выявлены нарушения ООО «Эверест» требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», «Правилами пожарной безопасности в РФ», утвержденными Приказом МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденных Приказом ГУ ГПС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», а именно: - на объекте проверки отсутствует противопожарное расстояние до зданий от торговых киосков и павильонов (в нарушение ст. ст. 69 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 24 ППБ 01-03), - не обеспечен проезд вдоль капитальных зданий с двух сторон для пожарных автомобилей (в нарушение ст. ст. 67 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 23 ППБ 01-03), - торговые павильоны не обеспечены установками автоматической пожарной сигнализации (в нарушение ст. ст.151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03 и п. 1.6 НПБ 103-95), - торговые павильоны выполнены с использованием горючих материалов (древесина, утеплитель, отделка) (в нарушение ст. ст. 58, 59 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03), - не проведен инструктаж по мерам пожарной безопасности с арендаторами (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ и п. 7 ППБ 01-03), - каждый торговый павильон или киоск не обеспечены двумя огнетушителями (в нарушение ст. ст. 1, 60, 105 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, а так же п. 3 ППБ 01-03 и п. 1.7 НПБ 103-95), - торговые павильоны и киоски установлены группами с количеством сооружений более 6, при этом отсутствует противопожарное расстояние между группами киосков и павильонов (в нарушение ст. ст. 69 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 2.2 и п. 2.3. НПБ 103-95), - сгораемая упаковка и тара хранится на киосках и рядом с ними (в нарушение ст. ст. 1 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03 и п. 2.5 НПБ 103-95), - территория захламлена сгораемым строительным мусором (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 и п. 21 ППБ 01-03), - допускается эксплуатация электропроводки, выполненной с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (проложена по сгораемому основанию, проложена по металлическим конструкциям, имеются провисания, соединения электропроводов выполнены в скрутку) (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 и 57 ППБ 01-03), - допускается эксплуатация электросветильников без защитных плафонов, предусмотренных конструкциями светильников (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ и п. 60 ППБ 01-03), - лица, ответственные за противопожарное состояние, не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в специализированных центрах (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03 и Приказа МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с выявленными нарушениями норм пожарной безопасности должностным лицом заместителем главного государственного инспектора <адрес> ФИО3 в отношении ООО «Эверест» ДД.ММ.ГГГГ был составлен административный протокол № по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ на том основании, что вышеуказанные нарушения, допущенные со стороны ООО «Эверест», непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания и имуществу внутри него, на возможность тушения пожара в начальной стадии, влияют на процесс задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. Постановлением судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности ООО «Эверест» сроком на 60 суток. В жалобе директор ООО «Эверест» ФИО4 просит отменить постановление судьи от ДД.ММ.ГГГГ в части применения административного наказания в виде приостановления деятельности в отношении ООО «Эверест», поскольку ссылка в протоколе на то, что в зданиях ООО «Эверест» не обеспечен проезд вдоль капитальных зданий с двух сторон для пожарных автомобилей (в нарушение ст. ст. 67 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 23 ППБ 01-03), не соответствует действительности, так как ссылка на норму права предусматривает обеспечение подъезда, а не проезда к зданиям, более того, торговые площади, арендуемые ООО «Эверест», не относятся к категориям зданий, сооружений, которые должны отвечать вышеуказанному требованию. Суд безосновательно не принял во внимание заключение независимой экспертизы по оценке пожарных рисков, из которого следует, что на исследуемом объекте угрозы жизни и здоровью людей нет, безопасная эвакуация людей обеспечивается в соответствии со ст. 53 ФЗ № 123-ФЗ. Приостановление деятельности всего ООО «Эверест» является незаконным, так как деятельность ООО «Эверест» осуществляет не только по адресу г. <адрес> ХХХ, д. Х, но и по другим адресам, которые не являлись объектом проверки ДД.ММ.ГГГГ Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления судьи в полном объеме (п.3 ст.30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения представителей ООО «Эверест» ФИО4, ФИО5, поддержавших доводы жалобы, объяснения госинспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО6, возражавшего против удовлетворения жалобы, показания свидетеля ФИО7, прихожу к следующему. В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч.1 ст.38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из постановления судьи, основанием для привлечения ООО к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ послужило нарушение требований пожарной безопасности, установленных вышеуказанными нормативными актами. Признавая ООО виновным в совершении указанного административного правонарушения, судья правомерно исходил из того, что на территории торгового комплекса "Эверест" были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, установленные приведенными выше нормативными правовыми актами: торговые павильоны и киоски не обеспечены установками автоматической пожарной сигнализации; торговые павильоны выполнены с использованием горючих материалов; не проведен инструктаж по пожарной безопасности с арендаторами; каждый торговый павильон или киоск не обеспечены двумя огнетушителями; сгораемая упаковка и тара храниться на киосках и рядом с ними; допускается эксплуатация электропроводки, выполненной с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, и т.д. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Эверест» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Вина ООО «Эверест» в совершении вышеназванного правонарушения подтверждается: - распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Эверест», (л.д. 4), - протоколом осмотра торговых рядов, находящихся у юридического лица на праве аренды от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей (л.д. 7-19), - протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9), - схемой размещения торговых рядов ООО «Эверест» (л.д.10), - актом проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6), - протоколом № об административном правонарушении (л.д. 1-2). Отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее ФЗ №134-ФЗ). В соответствии с ч.4 ст.1 ФЗ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее ФЗ №134-ФЗ) устанавливаются порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов и обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Частью 1 ст.7 ФЗ №134-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Проверка ООО «Эверест» проведена в соответствии с распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д. 4). В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Протокол об административном правонарушении в отношении составлен лицом, уполномоченным его составлять. Статьей 8 ФЗ №134-ФЗ установлен запрет на осуществление плановых проверок в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Судья сделал правомерный вывод о наличии в действиях ООО «Эверест» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Суд второй инстанции находит данный вывод обоснованным, мотивированным и законным. Наказание назначено ООО «Эверест» в пределах санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ. Выявленные факты нарушения противопожарных норм и правил представителем ООО «Эверест» не оспариваются. Из жалобы законного представителя юридического лица следует, что ООО «Эверест» не нарушило положение ст. ст. 67 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, а так же п. 23 ППБ 01-03, поскольку проезд вдоль капитальных зданий с двух сторон для пожарных автомобилей обеспечен. Из п. 23 ППБ 01-03 следует, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Согласно ст. 67 и 151 ФЗ N 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: 1) с одной стороны - при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров; 2) с двух сторон - при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов. Из приведенной нормы права следует, что ООО «Эверест» нарушены правила обеспечения подъезда машин в случае возникновения пожара. Довод жалобы о том, что административное наказание в виде приостановления деятельности всего ООО «Эверест», а не только торговых павильонов, расположенных по адресу г. <адрес> ХХХ, д. Х, где были выявлены нарушения, нахожу состоятельным, поскольку целью приостановления административной деятельности предприятия является устранение выявленных недостатков и профилактика возможных негативных последствий в случае продолжения функционирования предприятия, имеющего нарушения норм пожарной безопасности. В тоже же время, совокупностью исследованных доказательств объективно подтверждается вина ООО «Эверест» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При назначении ООО «Эверест» административного наказания судом учитывались характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и факт частичного устранения выявленных внеплановой проверкой требований противопожарной безопасности. Тот факт, что ООО провело независимую оценку пожарных рисков обеспечения пожарной безопасности, и по результатам данной оценки было выдано заключение, согласно которому на объекте нет угрозы жизни и здоровью людей, правового значения для решения вопроса о наличии в действиях ООО состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, не имеет, поскольку наличие многочисленных нарушений требований пожарной безопасности установлено материалами дела и представителями ООО не оспаривается. С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о виновности ООО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нахожу соответствующим установленным обстоятельствам, поскольку он основан на всесторонне, полно, и объективно исследованных доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции, при рассмотрении дела не допущено. Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья решил : В резолютивную часть постановления судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внести дополнение и изложить в следующей редакции. Назначить ООО «Эверест» наказание в виде административного приостановления деятельности торговых павильонов ООО «Эверест», расположенных по адресу <адрес>, пл. ХХХ, д. Х сроком на 60 суток. Срок приостановления деятельности исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эверест» ФИО4 - без удовлетворения. Судья