12-86/2010 от 11.08.2010



Судья: ФИО1       Дело

<адрес>                          ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эверест» ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Эверест», на постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

В период с 09 часов до 11 часов ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях ООО «Эверест», расположенных по адресу: <адрес>, пл. ХХХ д. № Х. В результате были выявлены нарушения ООО «Эверест» требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», «Правилами пожарной безопасности в РФ», утвержденными Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденных Приказом ГУ ГПС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», а именно:

- на объекте проверки отсутствует противопожарное расстояние до зданий от торговых киосков и павильонов (в нарушение ст. ст. 69 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 24 ППБ 01-03),

- не обеспечен проезд вдоль капитальных зданий с двух сторон для пожарных автомобилей (в нарушение ст. ст. 67 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 23 ППБ 01-03),

- торговые павильоны не обеспечены установками автоматической пожарной сигнализации (в нарушение ст. ст.151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03 и п. 1.6 НПБ 103-95),

- торговые павильоны выполнены с использованием горючих материалов (древесина, утеплитель, отделка) (в нарушение ст. ст. 58, 59 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03),

- не проведен инструктаж по мерам пожарной безопасности с арендаторами (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ и п. 7 ППБ 01-03),

- каждый торговый павильон или киоск не обеспечены двумя огнетушителями (в нарушение ст. ст. 1, 60, 105 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, а так же п. 3 ППБ 01-03 и п. 1.7 НПБ 103-95),

- торговые павильоны и киоски установлены группами с количеством сооружений более 6, при этом отсутствует противопожарное расстояние между группами киосков и павильонов (в нарушение ст. ст. 69 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 2.2 и п. 2.3. НПБ 103-95),

- сгораемая упаковка и тара хранится на киосках и рядом с ними (в нарушение ст. ст. 1 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03 и п. 2.5 НПБ 103-95),

- территория захламлена сгораемым строительным мусором (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 и п. 21 ППБ 01-03),

- допускается эксплуатация электропроводки, выполненной с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (проложена по сгораемому основанию, проложена по металлическим конструкциям, имеются провисания, соединения электропроводов выполнены в скрутку) (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 и 57 ППБ 01-03),

- допускается эксплуатация электросветильников без защитных плафонов, предусмотренных конструкциями светильников (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ и п. 60 ППБ 01-03),

- лица, ответственные за противопожарное состояние, не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в специализированных центрах (в нарушение ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03 и Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с выявленными нарушениями норм пожарной безопасности должностным лицом заместителем главного государственного инспектора <адрес> ФИО3 в отношении ООО «Эверест» ДД.ММ.ГГГГ был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ на том основании, что вышеуказанные нарушения, допущенные со стороны ООО «Эверест», непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания и имуществу внутри него, на возможность тушения пожара в начальной стадии, влияют на процесс задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

Постановлением судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности ООО «Эверест» сроком на 60 суток.

В жалобе директор ООО «Эверест» ФИО4 просит отменить постановление судьи от ДД.ММ.ГГГГ в части применения административного наказания в виде приостановления деятельности в отношении ООО «Эверест», поскольку ссылка в протоколе на то, что в зданиях ООО «Эверест» не обеспечен проезд вдоль капитальных зданий с двух сторон для пожарных автомобилей (в нарушение ст. ст. 67 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, п. 23 ППБ 01-03), не соответствует действительности, так как ссылка на норму права предусматривает обеспечение подъезда, а не проезда к зданиям, более того, торговые площади, арендуемые ООО «Эверест», не относятся к категориям зданий, сооружений, которые должны отвечать вышеуказанному требованию. Суд безосновательно не принял во внимание заключение независимой экспертизы по оценке пожарных рисков, из которого следует, что на исследуемом объекте угрозы жизни и здоровью людей нет, безопасная эвакуация людей обеспечивается в соответствии со ст. 53 ФЗ № 123-ФЗ. Приостановление деятельности всего ООО «Эверест» является незаконным, так как деятельность ООО «Эверест» осуществляет не только по адресу г. <адрес> ХХХ, д. Х, но и по другим адресам, которые не являлись объектом проверки ДД.ММ.ГГГГ

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления судьи в полном объеме (п.3 ст.30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения представителей ООО «Эверест» ФИО4, ФИО5, поддержавших доводы жалобы, объяснения госинспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО6, возражавшего против удовлетворения жалобы, показания свидетеля ФИО7, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч.1 ст.38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из постановления судьи, основанием для привлечения ООО к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ послужило нарушение требований пожарной безопасности, установленных вышеуказанными нормативными актами.

Признавая ООО виновным в совершении указанного административного правонарушения, судья правомерно исходил из того, что на территории торгового комплекса "Эверест" были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, установленные приведенными выше нормативными правовыми актами: торговые павильоны и киоски не обеспечены установками автоматической пожарной сигнализации; торговые павильоны выполнены с использованием горючих материалов; не проведен инструктаж по пожарной безопасности с арендаторами; каждый торговый павильон или киоск не обеспечены двумя огнетушителями; сгораемая упаковка и тара храниться на киосках и рядом с ними; допускается эксплуатация электропроводки, выполненной с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, и т.д.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Эверест» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Вина ООО «Эверест» в совершении вышеназванного правонарушения подтверждается:

- распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест», (л.д. 4),

- протоколом осмотра торговых рядов, находящихся у юридического лица на праве аренды от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей (л.д. 7-19),

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9),

- схемой размещения торговых рядов ООО «Эверест» (л.д.10),

- актом проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6),

- протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-2).

Отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее ФЗ №134-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.1 ФЗ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее ФЗ №134-ФЗ) устанавливаются порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов и обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Частью 1 ст.7 ФЗ №134-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Проверка ООО «Эверест» проведена в соответствии с распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д. 4).

В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Протокол об административном правонарушении в отношении составлен лицом, уполномоченным его составлять.

Статьей 8 ФЗ №134-ФЗ установлен запрет на осуществление плановых проверок в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей.

Судья сделал правомерный вывод о наличии в действиях ООО «Эверест» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Суд второй инстанции находит данный вывод обоснованным, мотивированным и законным. Наказание назначено ООО «Эверест» в пределах санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Выявленные факты нарушения противопожарных норм и правил представителем ООО «Эверест» не оспариваются.

Из жалобы законного представителя юридического лица следует, что ООО «Эверест» не нарушило положение ст. ст. 67 и 151 ФЗ № 123-ФЗ, а так же п. 23 ППБ 01-03, поскольку проезд вдоль капитальных зданий с двух сторон для пожарных автомобилей обеспечен.

Из п. 23 ППБ 01-03 следует, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Согласно ст. 67 и 151 ФЗ N 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

1) с одной стороны - при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;

2) с двух сторон - при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Из приведенной нормы права следует, что ООО «Эверест» нарушены правила обеспечения подъезда машин в случае возникновения пожара.

Довод жалобы о том, что административное наказание в виде приостановления деятельности всего ООО «Эверест», а не только торговых павильонов, расположенных по адресу г. <адрес> ХХХ, д. Х, где были выявлены нарушения, нахожу состоятельным, поскольку целью приостановления административной деятельности предприятия является устранение выявленных недостатков и профилактика возможных негативных последствий в случае продолжения функционирования предприятия, имеющего нарушения норм пожарной безопасности.

В тоже же время, совокупностью исследованных доказательств объективно подтверждается вина ООО «Эверест» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении ООО «Эверест» административного наказания судом учитывались характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и факт частичного устранения выявленных внеплановой проверкой требований противопожарной безопасности.

Тот факт, что ООО провело независимую оценку пожарных рисков обеспечения пожарной безопасности, и по результатам данной оценки было выдано заключение, согласно которому на объекте нет угрозы жизни и здоровью людей, правового значения для решения вопроса о наличии в действиях ООО состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, не имеет, поскольку наличие многочисленных нарушений требований пожарной безопасности установлено материалами дела и представителями ООО не оспаривается.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о виновности ООО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нахожу соответствующим установленным обстоятельствам, поскольку он основан на всесторонне, полно, и объективно исследованных доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции, при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил :

В резолютивную часть постановления судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внести дополнение и изложить в следующей редакции.

Назначить ООО «Эверест» наказание в виде административного приостановления деятельности торговых павильонов ООО «Эверест», расположенных по адресу <адрес>, пл. ХХХ, д. Х сроком на 60 суток.

Срок приостановления деятельности исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эверест» ФИО4 - без удовлетворения.

Судья