Судья ФИО4 Дело № РЕШЕНИЕ 29 марта 2012 года город Саратов Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу защитника Ниязметова У.Р. – Ивлиева Д.В. на постановление Саратовского районного суда Саратовской области от 19 марта 2012 года, которым Ниязметов У.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, установил: постановлением Саратовского районного суда Саратовской области от 19 марта 2012 года Ниязметов У.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В жалобе на постановление от 19 марта 2012 года защитник Ниязметова У.Р. – Ивлиев Д.В. просит его отменить в части назначения Ниязметову У.Р. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом не учтено обстоятельство, что Ниязметов У.Р. состоит в гражданском браке на территории Российской Федерации с ФИО13., которая беременна от него. Тем самым, постановление суда нарушает права Ниязметова У.Р., ФИО13 и будущего ребенка. В судебное заседание явились лицо, привлеченное к административной ответственности - Ниязметов У.Р., защитник Ивлиев Д.В. Представители ОУФМС России по Саратовской области в Саратовском районе не явились, о рассмотрении жалобы извещены в установленном порядке, просят рассмотреть жалобу в их отсутствие. Проверив законность и обоснованность постановления, заслушав Ниязметова У.Р., защитник Ивлиева Д.В., поддержавшего жалобу, свидетеля ФИО13, исследовав материалы дела, прихожу к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Из материалов дела следует, что Ниязметов У.Т. является гражданином республики Узбекистан, прибыл на территорию Российской Федерации в июле 2010 года, встал на миграционный учет сроком до 02 октября 2010 года, по истечении срока пребывания уклоняется от выезда из Российской Федерации. Данные действия Ниязметова У.Т. являются нарушением режима пребывания в Российской Федерации, установленного положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ) и образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения Ниязметовым У.Р. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом АС №103818 от 19 марта 2012 года (л.д. 4), рапортом старшего инспектора ОУФМС России по Саратовской области от 19 марта 2012 года (л.д. 5), объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении от 19 марта 2012 года (л.д. 9), ксерокопией паспорта Ниязметова У.Р. (л.д. 12), требование в ИЦ ГУВД Саратовской области (л.д. 10), справка ИЦ ГУВД от 19.03.2012 года (л.д. 11), которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд, оценив материалы дела об административном правонарушении, сделал вывод, что Ниязметов У.Т. не имеет разрешение на временное проживание в Российской Федерации, без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание), находился на ее территории, обоснованно квалифицировал его действия по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ссылка в жалобе защитника Ивлиева Д.В. на наличие у Ниязметова У.Т. гражданской жены - ФИО13, которая беременна от него, не может повлечь изменение постановления по делу. Так, из постановления по делу от 19 марта 2012 года следует, что в отношении Ниязметова У.Т. помимо основного наказания (административный штраф) применено дополнительное наказание - административное выдворение за пределы Российской Федерации. В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, предусмотренное статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация. Согласно статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), вступившей в силу для России 5 мая 1998 года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 года, в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы. На основании изложенного, представляется, что по смыслу положений указанных Конвенций административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям. Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Суд при рассмотрении дела установил следующие обстоятельства: отсутствие у гражданина Ниязметова У.Р. документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации; длительность его незаконного нахождения на территории Российской Федерации; наличие в Узбекистане семьи – жены и двоих несовершеннолетних детей; привлечение к административной ответственности за нарушение режима пребывания и незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Исходя из указанных обстоятельств, руководствуясь нормами статей 3.1 - 3.3, 3.10, части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд обоснованно назначил дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судом допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны. При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления суда от 19 марта 2012 года не имеется. Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд решил: постановление Саратовского районного суда Саратовской области от 19 марта 2012 года оставить без изменения, жалобу защитника Ивлиева Д.В. в интересах Ниязметова У.Р. – без удовлетворения. Судья О.А. Полянина