7-1449/2010 от 26.11.2010



Дело № 7-1449/10ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 ноября 2010 года г. Саратов

Исполняющий обязанности председателя Саратовского областного суда Шепелин Е.А., рассмотрев жалобу Турукина Г.В. на постановление Главного государственного санитарного врача по Балаковскому району Саратовской области Т. от 02 июня 2010 года и решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 03 августа 2010 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ТехИндустрияСервис» Турукина Г.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ,

установил:

постановлением Главного государственного санитарного врача по Балаковскому району Саратовской области Т. № 101/18 от 02 июня 2010 года, оставленным без изменения решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 03 августа 2010 года, директор ООО «ТехИндустрияСервис» Турукин Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 500 (пятисот) рублей.

Решение суда в порядке ст. 30.9 КоАП РФ обжаловано не было и вступило в законную силу 14 августа 2010 года.

Судом установлено, что Турукин Г.В., являясь директором ООО «ТехИндустрияСервис», нарушил права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Турукин Г.В. обратился с жалобой в порядке надзора, в которой просит отменить состоявшиеся постановления, прекратив производство по делу. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как он является ненадлежащим субъектом, ответственным за нарушение прав потребителей, а Главный государственный санитарный врач по Балаковскому району Саратовской области Т. не уполномочена на вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Ссылается на допущенные данным должностным лицом норм процессуального права при вынесение постановления: ему не была вручена заверенная копия протокола об административном правонарушении, в постановлении не дано мотивированное обоснование размера назначенного административного наказания.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Согласно п. 1 ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Аналогичное требование закона содержится в п. 1 ст. 10 Закона РФ от
07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Как усматривается из материалов поступившего дела об административном правонарушении, ООО «ТехИндустрияСервис», директором которого является Турукин Г.В., оказывает населению услуги по управлению многоквартирных домов на территории г. Балаково Саратовской области.

Согласно ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 данных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «ТехИндустрияСервис» выявлено, что данная организация на основании заключенных договоров осуществляет управление рядом многоквартирных домов, расположенных на территории г. Балаково Саратовской области.

Таким образом, вывод суда о том, что данная организация является исполнителем коммунальных услуг по заключённым возмездным договорам по управлению многоквартирными домами и на неё распространяются требования по оказанию таких услуг населению, законен.

В частности, указанной проверкой, оформленной актом № 133 от 25 мая 2010 года, выявлено, что многоквартирные жилые дома и прилегающие территории по адресам по ул. ул. Комсомольская, 1, 33; ул. Красноармейская, 3, 7, 12, 14, 16, 18, 20, 21, 28, 30; ул. Чапаева, 111, 113; ул. Ф.Социализма, 1а; ул.Ленина, 90, 92, 102, 104, 106, 108, 112, 112а; ул. Р.Люксембург, 35, 33, 33а; ул. Пионерская,48а, обслуживаемые управляющей компанией ООО «ТехИндустрияСервис»,:

- не оборудованы досками объявлений, которые должны быть расположены во всех подъездах вышеуказанных многоквартирных домов или в пределах земельных участков, -потребителям не представлена информация об исполнителе: наименование, местонахождения, сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации; не размещена информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307; наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг;

- отсутствует в договорах управления многоквартирными домами по следующим адресам: г. Балаково, улицы: Ленина, 98, 100, 108, 86, 112а, 80, 82, 84, 90, 92, 102, 104, 106, 112, 76а, 78, 110; Чапаева, 113, 1166, 121, 131, 109, 115, 119, 125, 127, 133, 116а, 116в, 116г, 111, 143, 147, 117, 123, 129; Красноармейская, 12, 17, 18, 5, 7, 11, 19, 21, 3; Факел Социализма, 6, 1, 1а, 3, За, 5а, 8, 13, 5, 9, 15, 7, 9а, 7а; Комсомольская, 1, 33; Пионерская,48а; Р. Люксембург, 35, 33, 33а - информация: режим работы исполнителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Нарушение указанных требований директором ООО «ТехИндустрияСервис» Турукиным Г.В., являющимся руководителем и должностным лицом, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Вина Турукина Г.В. подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе актом проверки № 133 от 25 мая 2010 года (л.д. 26-30), протоколом об административном правонарушении № 145 от 25 мая 2010 года (л.д. 24-25), оценённых судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Установив наличие в действиях Турукина Г.В. состав административного правонарушения, судом вынесено законное решение об оставлении без изменения постановления должностного лица.

При этом, судом также установлено, что Главный государственный санитарный врач по Балаковскому району Саратовской области Т., вынося оспариваемое постановление от 02 июня 2010 года, действовала в рамках своих полномочий, предоставленных ей законом.

В соответствии с ст. 14.8 КоАП РФ.

При этом, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указанным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В соответствии с Положением о данной службе, утверждённой постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4).

В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", а также государственных полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 года № 658 утверждён Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 4 данного Административного регламента должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по надзору в установленной сфере деятельности, являются, в том числе, начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, Главный государственный санитарный врач по Балаковскому району Саратовской области Т., являясь начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Балаковском районе Саратовской области, действовала в рамках предоставленных ей законом полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (п. 7.16 Административного регламента).

Ссылка автора жалобы на то обстоятельство, что при возбуждении производства по делу и вынесении постановления должностным лицом нарушены процессуальные нормы закона, в том числе относительно вручения копии протокола об административном правонарушении и отсутствие мотивированного обоснования размера назначенного административного наказания, необоснованна, так как опровергается материалами дела.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении от 26 мая 2010 года № 145 Турукиным В.Г. получена его копия, о чём имеется соответствующая отметка о данном процессуальном действии, подтверждённая его личной подписью.

При вынесении постановления № 101/18 Главным государственным санитарным врачом по Балаковскому району Саратовской области исполнено требование закона о назначении наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как усматривается из текста оспариваемого постановления, должностным лицом учитывались смягчающие административную ответственность обстоятельства (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление Главного государственного санитарного врача по Балаковскому району Саратовской области Т. от 02 июня 2010 года и решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 03 августа 2010 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ТехИндустрияСервис» Турукина Г.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Турукина Г.В. – без удовлетворения.