Дело № 7-20/11ПОСТАНОВЛЕНИЕ12 января 2011 года г. Саратов
Заместитель председателя Саратовского областного суда Шепелин Е.А., рассмотрев жалобу Мазуриной О.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 9 г. Балаково Саратовской области от 15 сентября 2010 года и решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 октября 2010 года, вынесенные в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Балаково Саратовской области Мазуриной О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 9 г. Балаково Саратовской области от 15 сентября 2010 года, оставленным без изменения решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 октября 2010 года, директор МОУ «СОШ № 5» г. Балаково Саратовской области Мазурина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1.000 (одной тысячи) рублей.
Суд пришел к выводу, что Мазурина О.А., являясь руководителем юридического лица, не исполнила в полном объёме в установленный срок предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Мазурина О.А. в жалобе, поданной в областной суд в порядке надзора, просит принятые судебные постановления отменить, ссылаясь в качестве одного из оснований своей жалобы на отсутствие своей вины в инкриминируемом ей административном правонарушении.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признаётся невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Субъектом данного правонарушения является как юридическое лицо, в адрес которого вынесено предписание, так и должностное лицо – его руководитель.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вместе с тем, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, одним из обязательных критериев, свидетельствующих о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, является наличие вины в его совершении, определённой исходя из требований ст. 2.2 КоАП РФ.
Привлекая Мазурину О.А. как директора МОУ «СОШ № 5» г. Балаково Саратовской области к административной ответственности, суд исходил из того, что в её действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Вместе с тем, с указанным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что согласно акту проверки государственного контроля № 40 от 24 февраля 2010 года, проведённого в отношении МОУ «СОШ № 5» г. Балаково Саратовской области ведущим специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области А., выявлены ряд нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 5-7). В отношении МОУ «СОШ № 5» г. Балаково Саратовской области вынесено предписание № 40/1 от 24 февраля 2010 года об устранении нарушений законодательства (л.д. 10-11). Ответственным за исполнение предписания назначена директор организации Мазурина О.А.
В соответствии с актом № 238 от 20 августа 2010 года, составленным в ходе проверки исполнения предписания № 40/1, установлено его частичное неисполнение, а именно: п. 17 – восстановление целостности ограждения (сетки рабицы) на территории; п. 20 – установка на пищеблоке резервного источника горячего водоснабжения (л.д. 14-15).
В связи с неисполнением предписания, в отношении ответственного за его исполнение должностного лица составлен протокол об административном правонарушении №237 от 20 августа 2010 года, направленный на рассмотрение мировому судье (л.д. 2, 16-17).
Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства отсутствия в действиях Мазуриной О.А. вины в совершённом административном правонарушении.
Согласно п. 1.4 должностной инструкции директора МОУ «СОШ № 5»
г. Балаково Саратовской области директор учреждения непосредственно подчиняется председателю Комитета образования администрации Балаковского муниципального района. Он обеспечивает административно-хозяйственные(производственные) работы учреждения и создаёт режим соблюдения безопасных условий пребывания детей и нормативов СанПиН в учреждении (п.п. 2.2, 2.3) (л.д.18-22).
В целях исполнения своих функций директор учреждения обеспечивает привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств
(п. 3.22 Инструкции).
В соответствии с п. 2 ст. 41 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I "Об образовании" финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 настоящего Закона).
Таким образом, законодатель предусматривает, что финансирование основного вида деятельности муниципального образовательного учреждения – организация образовательного процесса – осуществляется за счёт бюджетных средств, предоставляемых данному учреждению и рассчитанных исходя из утверждённых нормативов.
В ходе исполнения вынесенного в отношении МОУ «СОШ № 5» г. Балаково Саратовской области предписания 09 марта 2010 года директором данного учреждения было направлено служебное письмо № 24 на имя Председателя Комитета образования администрации Балаковского муниципального района, в котором Мазурина О.А. поставила в известность непосредственно своего руководителя о необходимости оказания содействия в выделении дополнительных средств для устранения выявленных нарушений, в том числе относительно пунктов 17 и 20 предписания № 40/1 (л.д. 29).
Согласно ответа от 17 мая 2010 года № 3080 директора Муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образований Балаковского муниципального района Саратовской области» лимит и бюджетные ассигнования для исполнения п.п. 17 и 20 предписания не предусмотрены (л.д. 30).
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что в соответствии с разделом II Положения о комитете образования администрации Балаковского муниципального района, утверждённого Решением Собрания Балаковского муниципального района от 13 мая 2008 года № 464, данный Комитет обеспечивает необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение общего образования, а также выполнение федеральных требований к образованию, вывод суда о наличии в действиях Мазуриной О.А. вины в совершённом административном правонарушении – неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, неправомерен.
Мазурина О.А., являясь руководителем муниципального общеобразовательного учреждения, предприняла все необходимые меры для исполнения вынесенного в адрес учреждения предписания, в том числе относительно выделения дополнительного финансирования организации для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических норм, что исключает наличие в её действиях состава административного правонарушения.
Таким образом, принимая во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а также в связи с имеющимися в материалах дела доказательствами, исключающими наличие в действиях Мазуриной О.А. состава административного правонарушения, вывод суда о привлечении данного лица к административной ответственности нельзя признать законным.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 9 г. Балаково Саратовской области от 15 сентября 2010 года и решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 октября 2010 года, вынесенные в отношении Мазуриной О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
надзорную жалобу Мазуриной О.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 9 г. Балаково Саратовской области от 15 сентября 2010 года и решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 сентября 2010 года, вынесенные в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Балаково Саратовской области Мазуриной О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.