Дело № 7-579/12 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25 сентября 2012 года г. Саратов Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу представителя ЗАО «Тандер» - Рузманкиной Д.Е. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Заводского района г. Саратова от 14.06.2012 г., решение судьи Заводского районного суда г. Саратова от 27.08.2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Тандер», установил: постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Заводского района г. Саратова от 14.06.2012 г. ЗАО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в связи с тем, что при проведении комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области обследования магазина «Магнит», расположенного по адресу: <данные изъяты>, на предмет его доступности для инвалидов, было установлено, что ЗАО «Тандер» не предприняло мер по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов в магазин, чем нарушена ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Решением судьи Заводского районного суда г. Саратова от 27.08.2012 г. постановление мирового судьи судебного участка № 6 Заводского района г. Саратова от 14.06.2012 г. оставлено без изменения. В своей жалобе в порядке надзора представитель ЗАО «Тандер» просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений и прекращении производства, ссылаясь на нарушение административным органом при проведении проверки прав юридического лица, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно ЗАО «Тандер» не был заранее уведомлен о проведении проверки; не был ознакомлен с приказом (распоряжением) о проведении проверки; проведение проверки не прошло согласование в органах прокуратуры. Кроме того, заявитель полагает, что по данному делу были грубо нарушены нормы процессуального права – протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также без его надлежащего уведомления; отчет об обследовании объектов социальной инфраструктуры от 30.05.2012 г. является односторонним, без подписи законного представителя ЗАО «Тандер». Судом не учтено, что помещение магазина «Магнит» по адресу: <данные изъяты> предоставлено ООО «Тандер» на праве аренды. Судом не исследован вопрос о наличии у общества технической возможности установки пандуса; протоколом об административном правонарушении не установлено отсутствие иных приспособлений, обеспечивающих удовлетворение потребностей инвалидов. Также указывает, что ООО «Тандер» не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела мировым судьей. Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным здания, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно ст. 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Как следует из материалов дела, 30.05.2012 года в 12 час. 00 мин. специалистами комитета социальной защиты населения г. Саратова в ходе обследования магазина «Магнит», расположенного по адресу: <данные изъяты>, на предмет его доступности для инвалидов было установлено, что ЗАО «Тандер» не предприняло мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в магазин – помещение магазина находится в отдельно стоящем здании, перед входом расположено крыльцо, состоящее из двух ступеней, не оборудованное пандусом, что не соответствует п. 3.9 СНиП 35-01-2001; входная группа состоит из двух дверей и тамбура; первая дверь двустворчатая, ширина проема второй створки составляет 72 см, что не соответствует требованиям п. 3.23 СНиП 35-01-2001; вторая дверь двустворчатая, ширина проема второй створки составляет 68 см, что не соответствует требованиям п. 3.23 СНиП 35-01-2001; глубина тамбура между дверями составляет 92 см, ширина 91 см, что не соответствует требованиям п. 3.15 СНиП 35-01-2001; при входе в торговый зал расположена ступень, не оборудованная пандусом, что не соответствует п. 3.9 СНиП 35-01-2001. Факт уклонения ЗАО «Тандер» от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлен судом на основании имеющихся в деле, полученных с соблюдением процессуальных требований доказательств, – протокола об административном правонарушении от 31.05.2012 года № 54 (л.д. 5), отчета об исследовании объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (л.д. 6). Доводы жалобы о нарушении административным органом при проведении проверки прав юридического лица, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являлись предметом проверки суда второй инстанции и признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в решении. Нельзя согласиться и с доводами жалобы о нарушении процессуальных норм при составлении протокола. Уведомление о необходимости явки 31.05.2012 г. в комитет социальной защиты населения г. Саратова представителя ЗАО «Тандер» для участия в рассмотрении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении и для дачи объяснений было вручено директору магазина «Магнит» ЗАО «Тандер» З., что подтверждаются имеющейся в материалах дела распиской от 30.05.2012 года (л.д. 7). Доводы жалобы о том, что данная расписка не свидетельствует о надлежащем извещении законного представителя юридического лица, связана с переоценкой доказательств, оснований для которой не усматривается. При наличии вышеуказанных сведений у комитета социальной защиты населения г. Саратова не имелось правовых препятствий для составления протокола об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Ссылка в жалобе на односторонность отчета об обследовании объектов социальной инфраструктуры от 30.05.2012 г., который не содержит подписи законного представителя ЗАО «Тандер», не свидетельствует о его недопустимости в качестве доказательства, которое получило оценку в совокупности с иными имеющимися по делу доказательствами. Данных о том, что указанный отчет содержит недостоверную информацию, не имеется. Не исследование судом вопроса о наличии у общества технической возможности для установки пандуса, как на то указывается в жалобе, не свидетельствует о неправомерности вывода о наличии в действиях ЗАО «Тандер» состава либо события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, поскольку обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа в магазин инвалидов возложена на ЗАО «Тандер» законом, при этом ЗАО «Тандер» было вправе самостоятельно определить форму исполнения данной обязанности, в том числе с учетом наличия либо отсутствия технической возможности установки пандуса. Ссылка в жалобе на то, что протоколом об административном правонарушении не установлено отсутствие иных приспособлений, обеспечивающих удовлетворение потребностей инвалидов, не свидетельствует о незаконности судебных постановлений, которыми ЗАО «Тандер» привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ, поскольку ни материалы дела, ни надзорная жалоба не содержат данных о наличии каких-либо приспособлений, отвечающим требованиям действующего законодательства, для беспрепятственного пользования услугами ЗАО «Тандер» инвалидами. Не может быть принят во внимание и довод жалобы о том, что судом не учтено, что помещение магазина «Магнит» по адресу: <данные изъяты> предоставлено ООО «Тандер» на праве аренды, следовательно ЗАО «Тандер» не обладает правом на переоборудование помещения. Данный довод был предметом оценки суда второй инстанции, обоснованно признан несостоятельным, так как именно на ЗАО «Тандер», как на организации, оказывающей услуги населению, лежит обязанность по выполнению условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина. В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.). Из материалов дела следует, что о судебном заседании, назначенном на 15 час. 00 мин. 14.06.2012 г. ЗАО «Тандер» было извещено мировым судьей телефонограммой (л.д. 11), телефонограмму приняла сотрудник ЗАО «Тандер» С. Оценив конкретные обстоятельства по делу с учетом вышеуказанных норм, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО «Тандер» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ. Оснований для иного вывода не усматривается. Наказание ЗАО «Тандер» назначено в пределах санкции ст. 9.13 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ. Оснований для отмены судебных постановлений не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, постановил: постановление мирового судьи судебного участка № 6 Заводского района г. Саратова от 14.06.2012 г., решение судьи Заводского районного суда г. Саратова от 27.08.2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Тандер», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Заместитель председателя суда