Приговор изменён: снижено наказание, т.к. суд необоснованно учёл при назначении наказания мнение потерпевшего о строгом наказании



Судья Плисякова О.О. Дело №22-5544/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

гор. Самара                             02 декабря 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего    Аганиной Л.А.

судей                Толмосовой А.А., Штейн Э.Г.

при секретаре            Горбушковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе осужденного Шрайбера В.П. и кассационному представлению прокурора на приговор Куйбышевского районного суда гор. Самары от 30 сентября 2011 года, которым

Шрайбер В.П.,

ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, <данные изъяты>, <данные изъяты> -

осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима, с исчислением срока наказания с 30.09.2011, с зачётом времени содержания под стражей с 04.02.2011 по 29.09.2011 включительно.

Заслушав доклад судьи Аганиной Л.А., объяснения осужденного Шрайбера В.П. и адвоката Ступальской Н.А. в поддержание кассационной жалобы, мнение прокурора Леонтьевой Е.В., в поддержание кассационного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шрайбер В.П. признан виновным в умышленном убийстве ФИО1 при обстоятельствах, указанных в приговоре, и его действия квалифицированы по ст. 105 ч. 1 УК РФ.

В кассационной жалобе осужденный Шрайбер В.П., ссылаясь на несправедливость приговора, просит его изменить и переквалифицировать его действия на ст. 108 ч. 1 УК РФ, указывая, что умысла на совершение убийства у него не было, поскольку его действия были вызваны агрессивным поведением со стороны потерпевшего и нахождением в состоянии аффекта. Считает, что судом допущены нарушения уголовно-процессуального закона.

В кассационном представлении прокурор просит исключить из приговора при назначении наказания ссылку суда на мнение потерпевшего о строгом наказании и снизить назначенное Шрайберу В.П. наказание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия считает, что суд обоснованно признал Шрайбера В.П. виновным в совершении действий, описанных в приговоре, и дал им правильную юридическую оценку.

Вина Шрайбера В.П. в умышленном причинении смерти ФИО1 установлена совокупностью собранных по делу доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре. Эти доказательства получены с соблюдением уголовно-процессуального закона и согласуются друг с другом.

Как следует из заключения эксперта, смерть потерпевшего ФИО1 наступила от множественных колото-резанных проникающих ранений грудной клетки (раны №№2, 9, 10, 12, 13, 14, 15) с повреждением мягких тканей, пристеночной плевры, сердечной сорочки, правого желудочка сердца, левого лёгкого, диафрагмы, печени, желудка, осложнившихся обильной кровопотерей.

Судом бесспорно установлено, и не оспаривается осужденным Шрайбером В.П., что именно от его ударов ножом наступила смерть ФИО1 Как видно из материалов дела, Шрайбер В.П. еще на предварительном следствии, где он написал «явку с повинной», в присутствии адвоката изобличал себя в умышленном убийстве ФИО1, что подтверждается также показаниями свидетеля ФИО2, которому Шрайбер В.П. сразу же признался, что убил ФИО1, при этом руки и одежда Шрайбера В.П. были в крови.

Каких-либо причин для самооговора либо оговора Шрайбера В.П. свидетелем ФИО2 в материалах дела не найдено.

Как правильно указал суд в приговоре, об умысле Шрайбера В.П. на убийство ФИО1 свидетельствует орудие преступления - нож, которым он нанёс множественные, не менее 49 ударов в область жизненно важных органов, в том числе, в область сердца, причём с большой силой, о чём свидетельствует глубина раневых каналов.

Доводы Шрайбера В.П. о том, что он оборонялся от нападавшего на него ФИО1, отвергнуты судом как несостоятельные. В приговоре приведены убедительные мотивы, по которым суд пришел к такому выводу.

Судом также дана надлежащая оценка эмоциональному состоянию Шрайбера В.П., описанному в заключении судебно-психиатрической экспертизы, поэтому доводы осужденного о том, что в момент совершения преступления он находился в состоянии аффекта, несостоятельны.

Таким образом, суд, оценив в совокупности все доказательства, пришёл к обоснованному выводу о виновности Шрайбера В.П. в умышленном убийстве ФИО1 и верно квалифицировал его действия по ст. 108 ч. 1 УК РФ, о чём он просит в жалобе, не имеется.

Как видно из протокола судебного заседания, судебное следствие, проведено в соответствии со ст. 243 УПК РФ. Председательствующий, сохраняя объективность и беспристрастие, обеспечил равенство прав сторон, соблюдение принципа состязательности, создав все необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного дела, не имеется, поэтому доводы осужденного в этой части лишены оснований.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, на что безмотивно ссылается осужденный в кассационной жалобе, не установлено.

При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства. При этом перечень указанных в законе отягчающих обстоятельств является исчерпывающим.

Вопреки требованиям закона при назначении наказания Шрайберу В.П. суд, указав формально на отсутствие отягчающих обстоятельств, фактически в качестве отягчающего обстоятельства учёл мнение потерпевшего о применении строгого наказания, что послужило основанием для назначения наказания близкого к максимальному при наличии «явки с повинной».

При таких обстоятельствах ссылка суда на мнение потерпевшего о назначении Шрайберу В.П. строгого наказания подлежит исключению из приговора, а назначенное наказание подлежит снижению.

В силу изложенного и, руководствуясь ст.ст. 378-388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Куйбышевского районного суда гор. Самары от 30 сентября 2011 года в отношении Шрайбера В.П. изменить: исключить из описательно-мотивировочной части приговора при назначении наказания указание суда на мнение потерпевшего о назначении строгого наказания и снизить назначенное Шрайберу В.П. наказание с 9 лет лишения свободы до 8 лет 6 месяцев лишения свободы, удовлетворив кассационное представление прокурора и частично кассационную жалобу осужденного Шрайбера В.П..

В остальном приговор оставить без изменения.

Председательствующий:                     Аганина Л.А.

Судьи:                                Толмосова А.А.

    Штейн Э.Г.