Судья: Третьяков А.Ф. Дело № 22-1864
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 21.05. 12
Судебная коллегия по уголовным делам Самарского областного суда в составе
председательствующего: Бондаревой Л.М.
судей: Опритова И.П., Нехаева К.А.,
при секретаре : Митеревой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Яблокова В.А. на приговор Кировского районного суда г. Самары от 14.03.12, которым
Власов Д.А.,
06.11.85 года рождения, уроженец г. Куйбышева, гражданина РФ, с неполным средним образованием, холостой, работавший в ООО СК «Бин» водителем, ранее не судимый,
осужден по с. 264 ч.5 УК РФ к 6 годам лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года, с отбыванием лишения свободы в колонии-поселении.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Л.М., осужденного Власова Д.А. и адвоката Яблокова В.А. в поддержание доводов жалобы, потерпевших ФИО12 и ФИО13 с возражениями на доводы жалобы, мнение прокурора Ганиной Т.Н., полагавшей приговор оставить без изменений, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власов Д. А. признан виновным в том, что являясь лицом, управляющим автомобилем, допустил нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц, при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 18 часов 50 минут, Власов Д.А., управляя автомобилем Тойота Королла №, принадлежащим ООО СК «ФИО36», следовал по <адрес> со стороны ул. <адрес> в направлении <адрес> в <адрес>.
Являясь лицом, управляющим автомобилем, Власов Д.А. нарушил требования п.п. 10.1, 10.2, 10.5, и п. 8.1 Правил дорожного движения, согласно которым: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения...», «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч», «Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия», «При выполнении маневра водители не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».
Власов Д.А. в нарушение п. 10.1 и п. 10.2 Правил дорожного движения, управляя автомобилем Тойота Королла №, следовал со скоростью более 100 км/ч, не учитывая интенсивность движения и расположение транспортных средств на проезжей части. В нарушение п. 8.1 Правил дорожного движения совершил маневр опережения справа автомобиля МАЗДА 3 № под управлением ФИО20 с боковым интервалом, создающим опасность и помеху для движения данного автомобиля. После окончания маневра опережения, в нарушение п. 8.1 Правил дорожного движения совершил маневр резкого перестроения влево на полосу движения автомобиля МАЗДА 3 № на дистанции, также создающей опасность и помеху для движения, данного автомобиля, после чего, находясь на небезопасной дистанции впереди автомобиля МАЗДА 3 №, в нарушение п. 10.5 Правил дорожного движения применил торможение, не требующееся для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, чем также создал опасность и помеху для движения водителю автомобиля МАЗДА 3 № ФИО20
Создавая опасность и помеху для движения водителю ФИО20, Власов Д. А. своими действиями вынудил ее изменить скорость и направление движения автомобиля. В результате изменения скорости и направления движения автомобилем МАЗДА 3 № произошел выезд данного автомобиля на соседнюю правую полосу движения, где произошло столкновение автомобиля МАЗДА 3 № с движущимся в попутном направлении автомобилем Форд Фокус г/н № под управлением ФИО15 Затем, вследствие данного столкновения, произошел выезд автомобиля МАЗДА 3 № на полосу встречного движения, где произошло столкновение данного автомобиля со встречными автомобилями ВАЗ 21083 № под управлением ФИО16 и ВАЗ 11193 № под управлением ФИО17
В нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения, согласно которого «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, принять меры для оказания помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь», после совершения ДТП Власов Д.А. с места происшествия скрылся.
В результате дорожно-транспортного происшествия водителю автомобиля МАЗДА 3 № ФИО20, пассажиру данного автомобиля ФИО18 и водителю автомобиля ВАЗ 21083 № ФИО16 по неосторожности причинены телесные повреждения, повлекшие их смерть.
В кассационной жалобе адвокат Яблоков В.А. просит приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение. Утверждает, что суд неправильно оценил показания свидетелей ФИО21 и ФИО22 без учета заключения специалиста №-ФЛ-01, а показания свидетелей ФИО23 и ФИО24 без учета заключения специалиста №-ФЛ-02, что водитель ФИО20 располагала технической возможностью избежать столкновение с автомобилем ФОРД Фокус путем принятия мер к экстренному торможению. Судом не установлено месторасположение свидетелей ФИО37 в момент ДТП, поэтому нет оснований доверять их показаниям об обстоятельствах происшедшего, в том числе о том, что Власов резко затормозил и на его машине загорелись стоп-сигналы. Не доказана причинно-следственная связь между действиями Власова Д.А. и наступившими последствиями, основной причиной наступивших последствия являются действия водителя ФИО20, которая ехала с превышением скоростного режима и не справилась с управлением. Кроме того, по мнению защиты, при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона – следственный эксперимент был проведен без Власова Д.А. и его адвоката, Власов Д.А. не был своевременно привлечен к участию в деле в качестве подозреваемого, необоснованным был отказ в проведении дополнительной автотехнической экспертизы, нарушены требования закона при оглашении показаний неявившихся свидетелей.
С доводами жалобы согласиться нельзя.
Суд с достаточной полнотой, всесторонне, объективно исследовал представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую оценку, обоснованно пришел к выводу о виновности Власова Д.А. в инкриминированном деянии.
Осужденный Власов Д. А. виновным себя в совершении преступления не признал и показал, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в период с 18 часов 30 минут до 18 часов 45 минут, он один без пассажиров на служебной автомашине Тойота Королла №, принадлежащей ООО СК «<данные изъяты>», находясь при исполнении служебных обязанностей, следовал по <адрес> в направлении <адрес> в <адрес>, где он проживает. В районе кладбища «Сорокины хутора» он следовал по второй полосе дороги со скоростью 70-80 км/час, правил дорожного движения не нарушал, никакие автомашины, в том числе и автомашину Мазда 3 не обгонял и не «подрезал». На данном участке дороги, когда он его проезжал, дорожно-транспортного происшествия не было, и он его не видел.
Несмотря на то, что Власов Д. А. виновным себя не признал, его вина в совершении преступления подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Показаниями свидетеля ФИО21 о том, что ДД.ММ.ГГГГ вечером он на автомобиле Пежо 107 регистрационный знак №, который он приобрел в этот день в Самаре, следовал в г. Тольятти по старой дороге. Он выехал на <адрес> и начал двигаться в направлении <адрес>. Примерно в 18 часов 30 минут он приближался к светофору, расположенному около телевышки «Орион». Следом за ним на своем автомобиле ВАЗ 2110 двигался его знакомый Рыбалтовский Руслан. Приближаясь к светофору, он двигался следом за автомобилем Мазда 3 по второй полосе движения. Потом он увидел, что его догоняет автомобиль Тойота Королла. Автомобиль Тойота Королла пристроился сзади к его автомобилю, а потом попытался обогнать его слева с выездом на встречную полосу движения, но потом вернулся назад на вторую полосу. Он увидел неадекватное поведение водителя автомобиля Тойота Королла, поэтому перестроился на первую полосу движения. Автомобиль Тойота Королла опередил его по второй полосе движения и вместе с автомобилем Мазда З уехал вперед. Когда он приближался к данному светофору на скорости примерно 40 км/час, увидел, что на нем загорелся зеленый сигнал светофора. Он также видел, что на данном светофоре стоят автомобиль Мазда З и автомобиль Тойота Королла. Данные автомобили стояли на второй левой крайней полосе движения. Первым стоял автомобиль Мазда З темного цвета, а за ним стоял автомобиль Тойота Королла в новом кузове серого цвета, с номерным знаком №, буквы он не запомнил, но в номере данного автомобиля была буква «X». Когда он приблизился к автомобилю Тойота Королла на расстояние примерно 40 метров, на светофоре загорелся зеленый сигнал и оба эти автомобиля продолжили свое движение одновременно и достаточно резво. Он не погнался за автомобилями Мазда 3 и Тойота Королла, а набрал скорость после светофора примерно 60 км/час и продолжил движение с данной скоростью. Он видел, что водитель автомобиля Тойота Королла как бы подпирает автомобиль Мазда З, то есть, он двигался очень близко к задней части кузова автомобиля Мазда З. Эти автомобили постепенно отрывались от него. Он продолжал наблюдать за автомобилями Тойота Королла и Мазда З. Как он понял, водитель Тойоты хотел обогнать автомобиль Мазду З, но водитель Мазды З не пускал его, продолжая двигаться спокойно по своей полосе. Водителю Тойоты, как он понял, надоело ехать за Маздой, поэтому он сначала попытался обогнать этот автомобиль слева, но там ехали встречные автомобили, поэтому водитель Тойоты вернулся назад на вторую полосу движения. Отъехав от светофора примерно на 500 метров, он увидел, что по первой полосе движения едет автомобиль Форд Фокус серого цвета. За данным автомобилем ехал еще какой-то автомобиль. Автомобиль Мазда З и автомобиль Тойота Королла, двигаясь по второй полосе, стали опережать данные автомобили. Дальше он наблюдал только за действиями водителя автомобиля Тойота Королла, так как он начал вести себя совершенно неадекватно. Водитель автомобиля Тойота Королла неожиданно резко перестроился вправо и начал набирать скорость, опережая автомобиль Мазда З. Когда автомобиль Тойота опережал автомобиль Мазду З, то Мазда 3 продолжал двигаться прямолинейно по второй полосе движения. При обгоне автомобиль Тойота Королла выехал на первую полосу движения правыми колесами. Когда автомобиль Тойота Королла опередил автомобиль Мазду З, он перестроился назад на вторую полосу движения. После этого он увидел, что автомобиль Тойота Королла начал резко снижать скорость, в этот момент на автомобиле Мазда З загорелись стоп-сигналы, и данный автомобиль также начал резко снижать скорость. Перед моментом начала торможения автомобиль Мазда 3 успел набрать скорость примерно 80-90 км/час. После того, как автомобиль Мазда З начал тормозить, он увидел, что автомобиль Мазда 3 незначительно вильнул влево. Как он думает, что данное движение влево было управляемое, то есть водитель автомобиля Мазда З сам вильнул влево, чтобы избежать столкновения с автомобилем Тойота Королла. После того как автомобиль Мазда З вильнул влево, он практически сразу же вильнул вправо. При этом данное движение уже было непроизвольное, то есть было видно, что водитель автомобиля Мазда З потерял контроль над управлением автомобиля. Когда автомобиль Мазда З вильнул вправо, он ударился о левый борт автомобиля Форд Фокус, который двигался прямолинейно по первой, правой крайней полосе движения. После того как автомобиль Мазда З ударился об автомобиль Форд Фокус, его отбросило влево на встречную полосу движения. При этом автомобиль Форд Фокус отбросило вправо на обочину. Когда автомобиль Мазда З выехал на встречную полосу движения, его развернуло правым боком в сторону Волжского шоссе. В тот же момент в правый бок автомобиля Мазда З врезался автомобиль ВАЗ 2108 белого цвета. После этого удара автомобиль Мазда З развернуло по часовой стрелке и его отбросило к обочине. Как произошло столкновение между автомобилем Мазда З и автомобилем Лада Калина, он уже не видел, так как начал парковаться на обочине по ходу своего движения. После того, как автомобиль Мазду З стало мотать по дороге, автомобиль Тойота Королла уехал вперед и на месте ДТП не останавливался.
ФИО21 также показал, что за поведением водителей автомашин Мазда 3 и Тойота Королла он наблюдал с расстояния примерно150-200 метров, автомашины двигались на спуск, и ему сверху было хорошо видно, как произошло это дорожно-транспортное происшествие. По крыше автомобиля Тойота Королла ему было видно, как она резко стала снижать скорость перед автомобилем Мазда 3.
Свидетель ФИО21 подтвердил, что по времени дорожно-транспортное происшествие произошло, примерно в 18 часов 35-40 минут, так как сразу после случившегося он стал звонить со своего сотового телефона в скорую помощь. Дозвонился он только в 18 часов 46 минут. Время вызова скорой помощи на момент его допроса следователем сохранилось в его сотовом телефоне.
Свидетель ФИО21 также показал, что водитель Тойоты, опередив автомобиль Мазда 3, произвел торможение в непосредственной близости перед ним, с целью «наказать» водителя Мазды 3 за то, что тот не уступал ему дорогу.
Свидетель ФИО22, показал суду, что ДД.ММ.ГГГГ он, управляя автомобилем ВАЗ 2110 №, следовал по <адрес> со стороны ул. <адрес> в направлении <адрес>. Двигался он со скоростью 70-75 км/ч по второму ряду движения своего направления. Впереди него в попутном направлении двигался автомобиль Пежо, которым управлял его знакомый, ФИО21 Дистанция между автомобилями составляла около 30 метров. Автомобиль Пежо двигался с аналогичной скоростью. Подъезжая к светофорному объекту, расположенному в районе ТК «Орион», он видел, что для его направления движения включился зеленый сигнал светофора. В этот момент он увидел, что с правого ряда на его полосу движения перед его автомобилем резко сместился автомобиль Тойота Корола, имеющий кузов нового образца темно серого цвета г/н цифровой 007. Данный автомобиль выезжал на его полосу, подрезая путь движения его автомобилю, двигался с большой скоростью. Выехав на его полосу движения, автомобиль Тойота Корола быстро догнал автомобиль Пежо, сократив дистанцию до минимума. Как только автомобиль Тойота Королла приблизился к автомобилю Пежо, последний перестроился на правую полосу, пропуская автомобиль Тойота Королла. При этом он увидел, что впереди, при включенном зеленом сигнале светофора во втором ряду начал движение автомобиль Мазда, вероятно до этого стоявший на запрещающем сигнале светофора. Начав движение, автомобиль Мазда начал разгоняться. Автомобиль ФИО3, быстро догнав автомобиль Мазда, вплотную приблизился к его задней части. Водитель автомобиля Тойота пытался обогнать автомобиль Мазда то слева, то справа, но так как ему мешали встречные автомобили и транспорт, движущийся справа, у водителя Тойота Королла не получалось произвести обгон и опережение. Водитель Тойота Королла был вынужден снизить скорость, и продолжал двигаться вплотную к задней части автомобиля Мазда. Проехав от светофора некоторое расстояние, автомобиль Мазда, разогнавшись, увеличил скорость примерно до 100 км/ч. Автомобиль Тойота Королла все это время двигался вплотную к задней части автомобиля Мазда. В момент, когда разрыв в дистанции автомобилей, движущихся по правому ряду, позволил водителю автомобиля Тойота Королла сместиться правее, он увидел, что автомобиль Тойота Королла с резким ускорением сместился правее и, произведя резкий маневр, опередил автомобиль Мазда. Опередив автомобиль Мазда, автомобиль Тойота Королла резко сместился влево на вторую полосу в непосредственной близости от автомобиля Мазда. В этот момент автомобиль Мазда начал тормозить. При торможении автомобиль Мазда начало бросать из стороны в сторону. Сначала автомобиль Мазда немного бросило влево, а затем данный автомобиль сместился вправо и выехал на правую полосу движения. Ему было видно, что данное смещение автомобиля не было совершено в результате маневра, а в результате потери устойчивости. Выехав в правый ряд, автомобиль Мазда правой боковой частью ударился в левую боковую часть автомобиля Форд, движущегося по правому ряду. При ударе автомобиль Форд выехал вправо за пределы проезжей части. Автомобиль Мазда развернуло, и он выехал на полосу встречного направления в непосредственной близости от автомобиля ВАЗ 2108. В этот же момент автомобиль ВАЗ 2108 передней частью ударился в правый бок автомобиля Мазда. От этого удара автомобиль Мазда сместился еще левее и произошло его столкновение с встречным автомобилем Лада Калина.
Свидетель ФИО22 также показал, что за произошедшим ДТП он наблюдал с расстояния примерно 150- 200 метров, двигаясь на спуск.
Свидетель ФИО23, показал суду, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 18 часов 40 минут он, управляя автомобилем Митсубиши Лансер, №, следовал по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> по правому ряду движения со скоростью около 60 км/ч. Впереди него в попутном направлении двигался автомобиль Форд Фокус цифровой № Данный автомобиль двигался с аналогичной скоростью. Проезжая мимо кладбища «Сорокины Хутора», в зеркало заднего вида он увидел, что по второй полосе движения попутного направления двигался автомобиль Мазда. За данными автомобилем вплотную двигался автомобиль Тойота Корола темного цвета, цифровой г/н №. Водитель автомобиля Тойота Королла моргал светом фар, пытаясь обогнать все автомобили. Он - ФИО23 сместился правее ближе к обочине. После чего автомобиль Тойота проехал между его автомобилем и автомобилем Мазда. При опережении автомобиля Мазда автомобиль Тойота Королла резко перестроился левее, подрезав путь движения автомобиля Мазда. После этого автомобиль Мазда начал резко тормозить на своей полосе движения и вилять из стороны в сторону. При этом произошел удар автомобиля Мазда в левую боковую часть автомобиля Форд Фокус. От удара автомобиль Мазда потерял управление, вследствие чего вылетел на встречную полосу движения. Что произошло с автомобилем Мазда на встречной полосе, он не видел. Автомобиль Форд Фокус от удара отбросило в направлении лесопосадки, где он ударился о дерево и остановился на обочине. После совершения ДТП он увидел на встречной полосе автомобиль ВАЗ 2108 с повреждениями передней части. Впереди автомобиля ВАЗ 2108 стоял автомобиль Мазда с повреждениями кузова, рядом с ним на обочине стоял автомобиль Лада Калина с повреждениями кузова.
Свидетель ФИО23 также подтвердил, что в ходе проведенного следственного эксперимента ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ перед ДТП автомобиль Тойота следовал почти вплотную к автомобилю Мазда 3, передняя часть автомобиля Тойота Королла находилась на расстоянии примерно в 1,7 метра от задней части автомобиля Мазда 3, при этом левый борт автомобиля Мазда З располагался в 0,4 метрах от сплошной линии дорожной разметки 1.3, а левый борт автомобиля Тойота Королла располагался в 2,7 метрах от сплошной линии дорожной разметки 1.3. После того, как он - ФИО23 сместился к обочине, автомобиль Тойота Королла начал резко набирать скорость и стал опережать его автомобиль и автомобиль Мазда 3. В момент опережения боковой интервал между правым бортом автомобиля Мазда З и левым бортом автомобиля Тойота Королла составлял 0,6 метра. После того, как автомобиль Тойота Королла опередил автомобиль Мазда З, и расстояние от задней части автомобиля Тойота Королла до передней части автомобиля Мазда 3 составило 0,9 метра, автомобиль Тойота Королла резко перестроился влево перед автомобилем Мазда 3. Автомобиль Тойота Королла перестроился так, что середина задней части данного автомобиля оказалась на уровне правого борта автомобиля Мазда З. После чего автомобиль Мазда 3 стал резко тормозить на полосе своего движения, его стало резко бросать из стороны в сторону и он потерял управляемость.
Свидетель ФИО24 в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ вечером, примерно в 18 часов 40 минут, он на личном автомобиле Субару Форестер регистрационный знак №, вместе со своей женой двигались по <адрес> со стороны ул. <адрес> в направлении <адрес>. Он управлял автомобилем, а жена сидела на переднем пассажирском сиденье. В указанный промежуток времени он приближался к кладбищу «Сорокины хутора». Он двигался по первому, правому крайнему ряду. Впереди него, по его ряду движения, в попутном направлении двигалось еще 4 легковых автомобиля, каких именно моделей он не обратил внимания, которые двигались со скоростью примерно 50-60 км/час. Светофорный объект, расположенный в районе телевышки «Орион», они всей колонной пересекли на зеленый сигнал светофора. Вторая полоса была практически свободной для движения. Когда их колонна приближалась к участку автодороги <адрес>, расположенной в районе кладбища «Сорокины хутора», он увидел, что по второй полосе движения их колонну опережает автомобиль Мазда З темного цвета. С какой именно скоростью двигался данный автомобиль, он точно сказать не может, но опережал их этот автомобиль довольно быстро. Следом за этим автомобилем, практически вплотную к нему двигался автомобиль Тойота Королла. Водитель автомобиля Тойота Корола постоянно включал дальний свет фар. Было видно, что он подавал сигналы водителю автомобиля Мазда, чтобы тот уступил ему дорогу. Затем он увидел, что автомобиль Тойота Корола резко сместился вправо и с резким увеличением скорости начал осуществлять обгон автомобиля Мазда с правой стороны. При этом боковой интервал между автомобилями был минимальным, то есть обгон автомобилем Тойота Корола происходил практически вплотную к автомобилю Мазда. Автомобиль Тойота Королла начал обгонять автомобиль в промежутке между автомобилем Мазда З и автомобилями, движущимися по правой полосе движения. Когда автомобиль Тойота Королла обогнал автомобиль Мазда З, он резко перестроился назад на вторую полосу движения перед этим автомобилем, перегораживая полосу движения автомобиля МаздаЗ. Автомобиль Тойота Королла перестроился перед автомобилем Мазда З так, что задняя средняя часть автомобиля Тойота Королла находилась на уровне правого борта автомобиля Мазда З. Как только автомобиль Тойота Королла перестроился, он увидел, что на данном автомобиле на какие-то доли секунды мигнул стоп-сигнал. В тот момент, когда на автомобиле Тойота Королла мигнул стоп-сигнал, на какое-то мгновение данный автомобиль снизил скорость, а потом снова рванул вперед с увеличением скорости. Никакой необходимости у водителя автомобиля Тойота Королла перестраиваться на полосу движения автомобиля Мазда, а также тормозить после перестроения перед автомобилем Мазда З, не было. Двигаться дальше водителю автомобиля Тойота Королла никто не мешал, полоса дороги перед ним была свободной. Он считает, что водитель автомобиля Тойота Королла своим действием «наказал» водителя автомобиля МаздаЗ за то, что тот не уступал ему дорогу. Перестраивался автомобиль Тойота Королла на полосу движения автомобиля Мазда в непосредственной близости от этого автомобиля - на расстоянии не более 0,5 метра. Он подумал, что вот-вот произойдет столкновение автомобиля Тойота Королла с автомобилем Мазда. При перестроении автомобиля Тойота Королла влево во время совершения обгона автомобиль Мазда на короткое время вильнул влево, так как автомобиль Тойота Королла подрезал его путь движения. А когда Тойота перестроилась на полосу движения Мазды, Мазда начала тормозить. В этот момент он видел, что автомобиль Мазда начало бросать из стороны в сторону, и автомобиль Мазда в торможении начал смещаться вправо. Все произошло очень быстро, за какие-то доли секунды. Автомобиль Мазда выехал на правую полосу движения и врезался в левый борт автомобиля Форд Фокус, движущегося по правой полосе в попутном направлении. От удара автомобиль Форд Фокус бросило вправо на обочину, а автомобиль Мазда З стало разворачивать правым боком вперед и затем выбросило на встречную полосу движения. Практически сразу же в правый борт автомобиля Мазда З врезался автомобиль ВАЗ 2108, который двигался по второй полосе движения во встречном направлении. Тут же он сам и другие автомобили, движущиеся по правой полосе впереди него, стали тормозить и принимать к правой обочине, чтобы не столкнуться с кем-нибудь. Когда его автомобиль остановился, он побежал к столкнувшимся автомобилям, а именно к автомобилю ВАЗ 2108. Водитель автомобиля ВАЗ 2108 был без сознания. Пассажир данного автомобиля был в сознании и пытался выбраться из автомобиля. Потом он подошел к автомобилю Мазда З и помог вытащить из автомобиля водителя - женщину, которая была беременная. Она была в сознании, но на вопросы не реагировала. Пассажир автомобиля Мазда З был без сознания. После того как он помог извлечь всех пострадавших из автомобилей, вместе с женой остался на месте ДТП, чтобы дождаться скорой помощи и милиции. Жена по телефону позвонила в МЧС, сообщила о случившемся ДТП. Через некоторое время, на месте ДТП появилась молодая женщина, которая пояснила, что она является сотрудницей милиции, и она стала спрашивать, кто являлся очевидцами данного ДТП. Он и его жена сказали, что они видели, как произошло данное ДТП. Сотрудница милиции спросила их данные и телефон. Он назвал свое имя и фамилию, а также продиктовал номер своего телефона, которые сотрудница милиции записала на листок бумаги. После этого он вместе с женой уехал с места происшествия. У автомобиля Тойота Королла он хорошо запомнил только часть номера «№». Первую букву в данном номере он не запомнил. Позже его жена сказала, что она также частично запомнила госномер автомобиля Тойота Корола «№».
Свидетель ФИО38 в судебном заседании показала о том, что 26.05.11, примерно в 18 часов 40 минут она в качестве пассажира на переднем пассажирском сидении следовала на автомобиле Субару Форестер г/н №. Автомобилем управлял её муж, ФИО39 Они следовали по ул. Демократической со стороны ул. Ташкентской в направлении Волжского шоссе. Двигались они по правому ряду движения со скоростью не более 60 км/ч. Впереди них в попутном направлении с аналогичной скоростью двигались 4 или 5 легковых автомобилей. Светофорный объект, расположенный в районе телекомпании «Орион», они проехали на зеленый сигнал светофора. Когда они проезжали мимо кладбища «Сорокины хутора», левая полоса движения в их направлении была свободной. В этот момент она увидела, что по этой полосе движения с большой скоростью их опережает автомобиль Мазда 3 темного цвета. Следом за ней практически вплотную к ее задней части двигался автомобиль Тойота Корола темно серого цвета с тонированными стеклами. Когда данные автомобили уже опередили их автомобиль, она увидела, что автомобиль Тойота Королла резко переместился вправо и с резким увеличением скорости начал осуществлять обгон автомобиля Мазда с правой стороны. При этом автомобиль Тойота Королла двигался почти вплотную к правому борту автомобиля Мазда. Когда автомобиль Тойота Королла еще не успел полностью опередить автомобиль Мазда, он резко начал смещаться влево, возвращаясь на вторую полосу движения и подрезая путь движения автомобилю Мазда. В этот момент автомобиль Мазда на короткое время вильнул влево, избегая столкновения с обгоняющим автомобилем. Сразу после этого автомобиль Тойота Королла выехал на полосу движения автомобиля Мазда практически вплотную к передней части этого автомобиля. Было видно, что в этот момент автомобиль Мазда уже терял устойчивость. И как только автомобиль Тойота Королла перестроился влево, на автомобиле Мазда включились стоп-сигналы и этот автомобиль резко бросило вправо. Все произошло очень быстро, практически в один момент. Она видела, что сразу после того, как автомобиль Тойота Королла выехал на полосу движения автомобиля Мазда, на нем на короткое время включились и погасли стоп-сигналы. Автомобиль Мазда, выехав на правую полосу движения, столкнулся с легковым автомобилем Форд Фокус. От удара данный автомобиль сместился вправо и ударился в дерево, а автомобиль Мазда развернуло и, двигаясь правым боком вперед, он выехал на встречную полосу движения. В этот же момент в правый бок этого автомобиля ударился автомобиль ВАЗ 2108, движущийся во встречном направлении. Ее муж, как и другие водители, движущиеся впереди, остановил автомобиль, пошел оказывать помощь пострадавшим. Она вышла из своего автомобиля и стала звонить в МЧС, это было примерно в 18 часов 52 минуты. У водителя автомобиля Тойота Королла при обгоне не было необходимости перестраиваться на полосу движения автомобиля Мазда, так как полоса его движения была свободной. Сам обгон производился водителем Тойоты очень агрессивно. Она считает, что водитель Тойоты, преследуя автомобиль Мазда 3, хотел наказать водителя этого автомобиля за то, что тот не уступил ему дорогу. Она запомнила лишь частично г/н автомобиля Тойота Королла, первую букву серии, цифровой номер и номер региона - «№». Впоследствии при разговоре с мужем последний сказал ей, что запомнил цифровой номер, последние буквы серии и номер региона - «№».
Свидетели ФИО24 и ФИО25 в судебном заседании также показали, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей Тойота и Мазда они наблюдали с расстояния примерно 20-25 метров под углом с первой полосы движения и им были хорошо видны действия обоих водителей. Им было хорошо видно, как на автомобиле Тойота Королла, после того как он перестроился впереди перед автомашиной Мазда, загорелись стоп-сигналы, и она замедлила своё движение.
Свидетель ФИО26 в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ, находясь на суточном дежурстве по <адрес>, получил сообщение о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на <адрес>, в районе кладбища «Сорокины хутора». Прибыв на место происшествия, он обнаружил четыре поврежденных автомобиля.
На месте ДТП присутствовало много людей и автотранспорта. Также на месте ДТП находилась ФИО27, которая пояснила, что она, возвращаясь домой, обнаружила последствия дорожно-транспортного происшествия. На листе бумаги она составила список очевидцев, предоставивших ей свои данные. Данный листок бумаги она передала ему. Согласно данному списку он вызвал и допросил в качестве свидетелей по возбужденному уголовному делу по факту данного ДТП: ФИО21, ФИО40., ФИО23, ФИО17, ФИО15, ФИО28, ФИО24
В ходе расследования уголовного дела было установлено, что автомашиной Тойота Королла госномер № управлял Власов Д.А., который при допросах отрицал свою причастность к данному ДТП, поэтому он не привлекал его к участию в следственном эксперименте 7 июля 2011 года
Из протокола осмотра дорожно-транспортного происшествия следует, что дорожно-транспортное происшествие произошло в условиях ясной погоды при неограниченной видимости на сухой асфальтированной проезжей части.
Протоколом следственного эксперимента и схемой к нему от
07.07.11 установлено: автомобиль Мазда 3 под управлением
ФИО20 перед совершением ДТП двигался на расстоянии 0,4 метра от середины проезжей части, обозначенной двойной сплошной линией разметки 1.3. Автомобиль Тойота Королла под управлением Власова Д.А. перед совершением маневра опережения двигался
следом за автомобилем Мазда 3 с дистанцией 1,7 метра от данного автомобиля и на расстоянии 2,7 метра от середины проезжей части. Опережение автомобиля Мазда 3 автомобиль Тойота Королла совершал с боковым интервалом 0,6 метра от автомобиля Мазда 3.
После опережения автомобиль Тойота Королла перестроился на полосу движения автомобиля Мазда 3 на дистанцию 0,9 метра. На данной дистанции автомобиль Тойота Королла уже располагался параллельно краю проезжей части. В этот момент автомобиль Форд Фокус
двигался впереди автомобиля Мазда 3 с дистанцией 7,2 метра и на расстоянии 0,65 м. от правого края проезжей части по ходу своего движения.
Заключением автотехнической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ было подтверждено:
что следу юза автомобиля МАЗДА 3, оставленному на месте происшествия, соответствует скорость движения примерно равная 77 км/час. Действительная скорость могла быть выше расчетной, т.к. не учтены потери кинетической энергии на деформацию.
В данной дорожной обстановке водитель Власов Д.А. должен был руководствоваться требованием п. п. 8.1, 10.5 Правил дорожного движения.
Водитель ФИО20 должна была руководствоваться требованиями п.п. 10.1, 10.2 Правил дорожного движения.
Заключением автотехнической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в данной дорожной ситуации водитель автомобиля Тойота Королла Власов Д.А. совершил опережение, которое было небезопасно для водителя опережаемого автомобиля Мазда - ФИО20
Водитель автомобиля Тойота, возвращаясь после опережения на полосу движения автомобиля Мазда, должен был создать дистанцию для заднего автомобиля не менее 15 метров, для того чтобы это было безопасно для водителя автомобиля Мазда. Дистанция в 0.9 метра не была безопасной.
В судебном заседании эксперт ФИО29 подтвердил правильность, научность и обоснованность сделанного им экспертного заключения, показав суду, что водитель автомобиля Тойота, возвращаясь после опережения на полосу движения автомобиля Мазда, должен был создать дистанцию для заднего автомобиля не менее 15 метров, для того чтобы это было безопасно для водителя автомобиля Мазда. Дистанция в 0.9 метра не была безопасной. В данной дорожной ситуации водитель автомобиля Тойота Власов Д.А. совершил опережение, которое было небезопасно для водителя опережаемого автомобиля Мазда ФИО20
С доводами жалобы о том, что показаниям свидетелей по делу дана неправильная оценка - без учета представленных стороной защиты заключений специалистов - согласиться нельзя.
Суд тщательно изучил представленные стороной защиты заключения специалистов.
Заключением специалиста №-ФЛ-01 от ДД.ММ.ГГГГ ставится под сомнение способность свидетелей ФИО21 и ФИО22 наблюдать движение, в том числе и торможение автомобиля Тойота, в случае нахождения автомобилей на одной полосе движения и практическом равенстве линейных размеров наблюдаемых автомобилей. Специалистом утверждается, что в случае нахождения на разных полосах движения способность наблюдения и определения расстояний сопоставима со способностью чтения прописного текста 12-го формата (высота буквы 2 мм.) с расстояния 7 метров, что является невозможным с точки зрения физиологии человека. По мнению специалиста в показаниях данных свидетелей должны были быть существенные отличия в силу разности их наблюдательной позиции, что не отмечается.
Исследовав данное заключение специалиста, суд пришел к правильному выводу о том, что оно не ставит под сомнение показания свидетелей ФИО21 и ФИО22 Свидетели последовательно утверждали о том, что дорожно-транспортное происшествие они наблюдали сверху, так как в этом месте участок дороги шел под уклон, наблюдали с расстояния 150-200 метров в условиях хорошей видимости, при ясной погоде.
Свидетели ФИО21 и ФИО22, также как и ФИО23, ФИО41 были случайными попутчиками участников дорожно-транспортного происшествия, ранее никого из них не знавшими и поэтому не имевшими оснований давать недостоверные показания.
Заключением специалиста №-ФЛ-02 ставится под сомнение способность свидетелей точно определить дистанцию между объектами, движущимися относительно свидетелей со скоростью 80-100 км/час, утверждается, что расстояние между автомобилями Тойота и Мазда 3 в 0.9 метра, указанное в обвинительном заключении, исходя из показаний свидетелей и следственного эксперимента, при данном скоростном режиме определить невозможно с точки зрения физиологии человека.
Суд дал надлежащую оценку и этому заключению, указав, что отсутствуют основания не доверять незаинтересованным свидетелям ФИО42, ФИО40, ФИО39 ФИО45, результатам следственного эксперимента. Кроме того, суд правильно акцентировал внимание на то, что Власов Д.А. обвиняется в совершении маневра резкого перестроения влево на полосу движения автомобиля Мазда 3 на дистанции, создающей опасность и помеху для движения данного автомобиля, а не в том, что он совершил выезд конкретно на расстоянии 0.9 метра впереди автомобиля Мазда 3.
Заключением автотехнической экспертизы № подтверждается, что водитель автомобиля Тойта, возвращаясь после опережения на полосу движения автомобиля Мазда, должен был создать безопасную дистанцию для заднего автомобиля - не менее 15 метров. Любая другая дистанция меньше 15 метров, в том числе и дистанция в 0.9 метра, не была безопасной для водителя автомобиля Мазда 3.
Суд правильно учел, что нарушение п.п. 10.1, 10.2 ПДД, связанное с превышением установленной правилами дорожного движения скорости со стороны ФИО20 было вынужденным. Это обстоятельство установлено следствием, оно нашло свое подтверждение в судебном заседании, поскольку Власов Д.А., следуя почти вплотную за автомашиной Мазда 3 на небезопасной дистанции, что подтвердили на следствии и в судебном заседании свидетели ФИО42, ФИО40, ФИО45, ФИО41 мигая светом фар, требовал от ФИО2 Мазда 3 уступить ему дорогу путем изменения направления движения, чего она сделать не могла, так как во встречном и попутном ей направлениях двигался поток транспортных средств. Увеличивая скорость своего движения, ФИО20 намеревалась избежать столкновения своей автомашины с автомобилем Тойота Королла, который её преследовал.
Суд обоснованно указал в приговоре, что превышение скорости движения ФИО20, не находилось в причинной связи с наступившими последствиями, так как непосредственной причиной столкновения транспортных средств явились неправильные действия водителя автомобиля Тойота Королла Власова Д.А., который, грубо нарушая Правила дорожного движения, совершил маневр опережения автомобиля Мазда 3 с боковым интервалом, создающим опасность и помеху для его движения, а затем, находясь на небезопасной впереди от него дистанции, применил торможение, которое не требовалось для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, чем также создал опасность и помеху для движения водителю ФИО20, создав тем самым аварийную обстановку на дороге.
Тот факт, что ФИО20 не сумела уклониться от столкновения с автомобилем Форд Фокус, и автомобилем ВАЗ 21083, не может быть вменен ей в вину, поскольку она не предвидела, не могла и не должна была предвидеть, что Власов Д.А., грубо нарушая Правила дорожного движения, совершит маневр опережения её автомобиля с боковым интервалом, создающим опасность и помеху для её движения, а затем, находясь на небезопасной впереди от неё дистанции, применит торможение, которое не требовалось для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, чем также создаст опасность и помеху для её движения.
Действия ФИО20, выразившиеся в попытке предотвратить столкновение путем маневрирования, были продиктованы аварийной обстановкой, сложившейся не по её вине.
Правила дорожного движения не содержат запрета на управление транспортными средствами женщинами, находящимися в состоянии беременности, следовательно, законодатель признал, что беременная женщина за рулем автомобиля не представляет опасности для других участников дорожного движения.
Никаких нарушений уголовно-процессуального законодательства при расследовании дела Власова Д.А. и рассмотрении его в суде, влекущих обязательную отмену приговора, допущено не было.
Следственный эксперимент проводился по делу, когда Власов Д.А., отрицавший свою причастность к ДТП, еще не был признан обвиняемым по делу. С учетом изложенного эксперимент проводился в его отсутствие.
Нет оснований говорить о несвоевременном признании Власова Д.А. подозреваемым и обвиняемым по делу, поскольку он упорно противодействовал расследованию дела, отрицал факт нахождения на месте ДПТ, поэтому сбор данных о его причастности к аварии был затруднен.
Что касается проведения дополнительных экспертиз по делу, то суд обоснованно не усмотрел в этом необходимости, а сторона защиты провела все необходимые дополнительные по ее мнению исследования и представила суду совокупность заключений специалистов, которые были оценены судом надлежащим образом.
Не усматривает судебная коллегия и нарушений при оглашении показаний некоторых свидетелей в судебном заседании. Оно имело место по ходатайствам государственного обвинителя в случаях, когда прокурор усматривал противоречия между показаниями, данными в суде и в ходе расследования дела.
Юридическая квалификация действий Власова Д.А. является правильной, назначенное ему наказание соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Кировского районного суда г. Самары от 14.03.12 в отношении Власова Д.А. оставить без изменений, кассационную жалобу адвоката – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: